Наталия Карташова
Методические рекомендации по созданию условий и организации работы с детьми по безопасности дорожного движения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по созданию условий и организации работы с детьми по безопасности дорожного движения в ДОО
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки (от 17.10.2013 г. № 1155).
Публикация «Методические рекомендации по созданию условий и организации работы с детьми по безопасности дорожного движения в ДОО» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Проблема социально-коммуникативного развития ребенка, приобщения его к социальному миру – одна из ведущих линий в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Их причиной часто являются дети. Детский травматизм связан с невыполнением и незнанием правил дорожного движения, отсутствием защитной реакции на дорожную обстановку и безучастным отношением взрослых. Поэтому, уже в детском саду можно и нужно изучать с детьми ПДД. Прежде чем начать работу с детьми по формированию основ безопасного поведения на дорогах, мы изучили правовую основу и методическую литературу. Выявили положительные и отрицательные факторы, возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны организации работы по данному направлению. А так же наметили цель и задачи.
Чтобы научить детей Азбуке безопасности, педагоги сами должны хорошо знать Правилам дорожного движения. Пришлось вспомнить и освежить свои знания.
Привить навыки правильного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. А т. к. игра — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте. То, наиболее эффективной формой для изучения ПДД является игровая деятельность. У детей появляется возможность познакомиться с ними, в игровой обстановке, а потом использовать свои знания в реальной жизненной ситуации. Игра также выступает, как форма социализации ребёнка. ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов, который поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», при этом дидактический компонент соседствует с игровым. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Обучение детей ПДД одна из составляющих частей образовательного процесса в ДОО, при этом важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс. Наиболее эффективной формой для приобретения и закрепления знаний ПДД является ролевая игра. Ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. В процессе таких игр создается мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Исходя из теоретического анализа литературы и практического опыта, мы можно выделить следующие условия социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в группах ДОО:
1) создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей возрасту детей, их возможностям, потребностям;
2) организация эмоционально-благоприятной атмосферы и осознание важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности;
3) интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.
При построении системы игровой деятельности дошкольников по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду 3 аспекта взаимодействия:
1. Ребенок – пешеход.
2. Ребенок – пассажир.
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств.
В условиях моделирования реальных ситуаций и типовых вариантов дорожной обстановки ролевая игра по ПДД:
• воссоздаёт социальные отношения;
• регулирует поведение;
• даёт возможность импровизировать;
• не подчиняется жёстким правилам;
• реализует возможности ребёнка;
• помогает принять решение.
Так же ролевая игра выполняет следующие функции:
• Функцию социализации (включение ребёнка в систему общественных отношений).
• Функцию коммуникации (общение детей в процессе игровой деятельности).
• Функцию самореализации (реализация опыта детей, «поле самовыражения» каждого ребёнка).
• Диагностическую функцию (возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребёнка).
• Терапевтическую функцию (преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка).
• Функцию коррекции (внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребёнка).
• Развлекательную функцию (удовольствие и пробуждение у ребёнка интереса).
Существуют три этапа развития ролевой игры по ПДД:
1 этап– дети манипулируют с предметами, знакомятся с их действием. В такой игре дети не объединяются друг с другом. Взаимодействие эпизодическое, связанное с близостью игровой территории. Возможны конфликты между детьми по причине желания играть такой же игрушкой, как у сверстника и на том же игровом месте. Интерес к игрушке в руках сверстника позволяет ребенку наблюдать действия, производимые с ней и соотносить их с собственными желаниями.
2 этап– дети создают несложный сюжет, побуждением к игре являются не только игрушки, но и интерес к воспроизведению игровых действий с ними. Возрастает способность анализировать игровые действия сверстников и подражать им в собственной игре.
3 этап (основной) – побуждение интереса к игре и её содержанию
Специфика игровой деятельности. Ролевая игра носит:
подражательный характер,
самостоятельный характер (косвенное руководство педагога,
независимый характер (творчество детей,
личностное сопереживание–мотив (нет мотива соподчинения,
самоорганизация (по желанию, симпатиям,
в процессе игры раскрываются все качества ребёнка (личностные, психические, эмоциональные, волевые,
эмоциональный характер ( диапазон игры: от положительного до отрицательного).
Основные методы руководства игрой :
1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
2. Обогащение игрового опыта детей (использование обучающих игр).
3. Своевременное изменение игровой среды.
4. Активное общение с детьми.
Применение игровых технологий при обучении дошкольников
основам безопасного поведения на дорогах.
Авторское игровое пособие «Игробук дорожный».
Автор – Карташова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково
Проблема безопасности дорожного движения на современном этапе одна из самых важных и актуальных! С каждым годом увеличивается процент дорожно – транспортных происшествий с участием детей, т. к. они недооценивают реальную опасность, которая им грозит на дороге. В 2014 году вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самым главным является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в развитии человека. Тем самым, это позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного воспитания, социализация личности дошкольника и его коммуникативность выделены в одну образовательную область – «Социально – коммуникативное развитие». А приоритетной задачей данной области является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Тем самым, родителям и педагогам необходимо обеспечить сохранность жизни ребенка, доступно объяснить ему правила дорожного движения, обучить безопасному поведению на улицах города в качестве пешехода и пассажира.
Наш детский сад, в течение продолжительного времени, активно взаимодействует с МО МВД России «Тейковский». Так же содействие в работе по обучению детей правилам дорожного движения оказывают родители, которые служат в ДПС. В связи с этим, у меня возникла идея о совместном проведении развлечения по дорожной безопасности. А т. к. игра в дошкольном возрасте – это основной вид деятельности, поэтому игровой характер развлечения помог детям закрепить, приобретенные в процессе образовательной деятельности, знания о ПДД, правильном поведении на улице, установлению дружеских взаимоотношений, как внутри детского коллектива, так и между воспитателем, детьми и сотрудниками ДПС. И решить комплекс задач:
1. Закрепить умения применять полученные знания и умения в игровой форме.
2. Развивать интерес к изучению ПДД, подводить детей к осознанию необходимости соблюдать и выполнять правила дорожной безопасности, вырабатывать навыки осознанного поведения на улице.
3. Воспитывать грамотного пешехода, формируя навыки культурного поведения на улице, ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих.
С ребятами была проведена предварительная работа : знакомство с дорожными знаками; обыгрывание различных дорожных ситуаций; рассматривание иллюстраций об опасных происшествиях на дороге, с последующей беседой; экскурсии по улицам города; чтение литературных произведений; просмотр диафильмов, видеороликов, презентаций («Наш друг Светофор», «Мы идём через дорогу» и др.); подвижные и дидактические игры («Красный, желтый, зеленый», «Скажи наоборот», «Светофор» и др.); разучивание песен, стихов, танцев; подготовка атрибутов. В развлечение я включила: дидактическую игру «Слушай и запоминай!»,содержащую индивидуальные вопросы к детям о ПДД; подвижную игру «Светофор» на развитие внимания и быстроту реакции; театрализованную сценку «Бездельник Светофор», которая помогла детям проявить свои творческие способности, перевоплотиться в героев сказки – лесных зверей и закрепить знания о светофоре; игру – эстафету командного характера «Дорожные знаки», направленную на знание дорожных знаков и их классификацию (запрещающие и разрешающие); ролевую игру «Пешеходы и водители» для закрепления правильного поведения на улице в качестве пешеходов и водителей, с использованием игровой атрибутики. В качестве динамической паузы дети исполнили танцевальную композицию «Светофорчик», а как музыкальное приветствие - «Песенку о правилах дорожного движения». Также были использованы элементы современных образовательных технологий: интерактивное оборудование, авторская электронная презентация «Азбука безопасности», интерактивная игра «Загадки и отгадки».
Но, на этом я не остановилась! Современные требования к качеству дошкольного образования подразумевают, что нам, педагогам, необходимо постоянно повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями. Привычка безопасного поведения на дорогах, формируется уже в дошкольном возрасте, а игра - ведущий вид деятельности, то и обучать детей правилам дорожного движения следует в игровой форме. В игре ребенок использует разнообразные игрушки, которые помогают осуществить свой замысел. Новым изобретением и средством обучения в педагогике стал американский «лэпбук» (англ. «lapbook») - интерактивная папка для детей или «наколенная книга» на заданную тему, содержащая внутри множество деталей. Я попробовала и на основе этой папки создала русскую версию «лепбука» – «игробук» (т. е. дидактическое пособие - «книгу для игры» или «игровую книгу»). Мой «Дорожный игробук» – новая форма (продукт) совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с дорожной безопасностью. Он состоит из четырех полей, и представляет собой картонную папку формата А-3, обклеенную бумагой. Пособие яркое, интересное, красочное, и это помогает привлечь внимание детей.
На страницах игробука имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана различная информация и познавательный материал. В него входит: DVD-диск и восемь развивающих заданий для совместной и самостоятельной деятельности детей. Играть можно сидя за столом или на полу, индивидуально или с подгруппой детей. Для этого я адаптировала «Дорожный игробук» и разработала технологию проведения занятий. Благодаря содержанию данного пособия, дети выучат дорожные знаки, познакомятся с видами транспорта, разучат стихи, поговорки о транспорте, научатся отгадывать загадки и собирать разрезные дорожные знаки. В любое удобное время ребенок просто открывает «Дорожный игробук» и начинает с ним играть.
Содержание игробука можно легко пополнять и усложнять в соответствии с возрастом детей. В старшем дошкольном возрасте ребята могут вместе с взрослыми или самостоятельно подбирать новый материал, анализировать и сортировать информацию, пополнять содержимое кармашков по своему усмотрению. Привлечь к изготовлению дополнительного материала для игробука можно и родителей.
Применение такой игровой технологии, как «игробук», позволяет использовать инновационные методы и формы работы, создавать развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, обеспечивать развитие детей с учетом их интересов, желаний и возможностей. При выборе форм обучения, очень важно довести до детей смысл опасности при несоблюдении норм общественного поведения, научить оценивать дорожную ситуацию.
Мы проявили творчество, фантазию! Поиграли и нам понравилось!