Шадрина Татьяна Ивановна
Методические рекомендации по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
С введением ФГОС в дошкольные образовательные учреждения меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Воспитатели нашего ДОУ «Куртамышский детский сад №4» работают по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы». Программа соответствует всем современным требованиям, полностью оснащена УМК. по всем возрастным группам. В методических пособиях по всем образовательным областям определены цели и задачи, прописаны предполагаемые результаты, указано оборудование. Это является большим подспорьем при написании конспекта НОД для педагога. (фото УМК)
Публикация «Методические рекомендации по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Давайте вспомним, как это делается.
1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.
2. Титульный лист конспекта содержит :
Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);
Название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:(по центру, по середине);
Образовательная область : их в ДОУ пять. Я их перечислю.
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Прописывается ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть);
Город, год (внизу, по центру).
4. Основные составляющие конспекта :
тема НОД;
цель педагогической деятельности;
определение задач как системы промежуточных результатов, конкретизирующих достижение педагогом цели НОД;
Активизация словаря;
Предварительная работа;
Развивающая предметно-пространственная среда (оборудование);
Используемые технологии (методы);
Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов;
Подведение итогов;
Список литературы.
.
5. В конспекте указывается тип занятия:
- занятие по сообщению новых знаний.
- занятие по обобщению и систематизации.
- итоговое.
- интегрированное (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития).
6. В конспекте в обязательном порядке указывается работа по активизации словаря: педагог ДОУ расписывает новые слова и словосочетания, которые вводятся в активный словарь детей.
7. Далее идет описание предварительной работы (прописывается, что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.) или (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)
Какую читали художественную литературы с указанием автора, наименование произведения);
Указывается тема беседы, ситуативные разговоры
Игры (название)
Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.
8 Основной составляющей конспекта является написание оборудования: демонстрационный и раздаточный материал, реквизит, используемые материалы.
Прописывается отдельно используемое оборудование для педагога и детей.
9. В соответствии с современными требованиями педагог прописывает используемые технологии (методы) :
- ИКТ-технологии
- здоровьесберегающие
-игровые
10. Описание содержания НОД
В НОД 3 этапа работы: вводный, основной, заключительный.
В технологической карте описывается структура и методические приемы, используемые на занятии.
Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Во вводной части педагогу
необходимо отразить, как обеспечивается:
– психологический настрой на предстоящую деятельность,.
- указывается, какой мотив используется, как дети привлекаются к пониманию стоящей перед ними задачи (цели, и тому, что в соответствии с этим необходимо сделать. Если используется игра рабочего настроя, то указать какая и в чем ее суть.
Мотивация занятия в ДОУ может быть следующая:
Познавательный мотив – основа любознательности ребенка, когда ему интересно узнать. Видно по поведению ребенка, что ему это нужно, важно.
Мотив доброжелательных отношений – хочется дружить со сверстниками и воспитателями.
Деятельностный – ребенку нужно чем-то заняться.
Игровой - присутствие игрушки + помощь.
Этот мотив лучше использовать на младших детях, чем старше дети, тем он менее действенен.
Мотивация общения в условиях помощи взрослому (не нужна игрушка, воспитатель сам ставит вопрос «Вы мне поможете» или «Я этого не знаю»)
Мотивация личной заинтересованности («Кто хочет поиграть?»).
В основной части решаются главные задачи деятельности, создаются условия для активной деятельности детей.
Здесь необходимо указать виды деятельности, которые используются (дидактическая игра (упражнение, динамическая пауза, самостоятельная работа детей по, опытно-экспериментальная деятельность детей, рассматривание, беседа и т. д., методические приемы, формы организации детей.
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности ребёнка не возникало затруднений.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ деятельности (действия).
Заключительная часть: должно быть отражено содержание, направленное:
на закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети (планируются соответствующие упражнения, игры,
на оценку результатов занятия, привлечению детей к взаимооценке и самооценке.
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.
Рефлексия:
11. Список литературы писать в соответствии с правилами библиографии.
Представляю вам технологическую карту и памятку по разработке конспекта в ДОУ.