Получи документы

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Марина Смородина
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Пояснительная записка Методические рекомендации предназначены для детей с общим недоразвитием речи по развитию наглядно-образного мышления. Цель коррекционно-развивающий программы: развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Задачи: 1) Коррекционно- образовательные - формировать у детей целостное восприятие ситуаций. - формировать понимание внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. - формировать у детей понимание последовательности событий и явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями. - формировать умения выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать выводы и обосновывать суждения. - формировать обобщённые представления о свойствах и качествах предметов, учить овладению действиями замещения и моделирования. 2) Коррекционно - развивающие: - развитие мелкой моторики; - развитие устной речи; - формирования умения удерживать цель деятельности; - формирование умения следовать инструкции педагога; - формирование усидчивости во время выполнения задания. 3) Коррекционно- воспитательные: - формирование положительного отношения к занятиям; - умение организовывать свою деятельность; - формирование положительного отношения к себе и окружающим. Учитывая то, что наиболее эффективное развитие наглядно-образного мышления происходит в дошкольном возрасте, имен н о в этом возрасте необходимо вести коррекционно – развивающую работу с детьми с ОН Р. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации для родителей, воспитателей, учителей – дефектологов, которые должны быть построены по следующим принципам и подходам. Личностно – ориентированный подход - предполагает ориентацию на личность ребенка, его желания и интересы, эмоционально – чувственную сферу, учет психофизически особенностей, отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приёмов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всём протяжении пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении с учётом изменений в их личности. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающих взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. Принцип сотрудничества с семьёй основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребёнка и успешность его интеграции в общество. Принцип коммуникативной направленности предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком, как средством) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в тесном взаимодействии. Анализируя основные приемы, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ОН Р, наиболее действенными из них, с нашей точки зрения, являются дидактические игры, упражнения, домашние задания, направленные на: формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; развитие наглядно-образного мышления в целом. Для качественного формирования и развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, нами были разработаны методические рекомендации, в которых мы опирались на работы О. Н. Усанова, О. С. Ушаковой, И. Д. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Б. Иншаковой. Методические рекомендации. 1. Создать специальную подобранную систему дидактических игр. 2. Желательно разнообразить дидактические игры, которые направлены на развитие наглядно-образного мышления. 3. Желательно во всех видах детской деятельности стоит использовать игровые упражнения. 4. Развивать умение осуществлять анализ в сюжетных картинках, которые имеют скрытый смысл. 5. Необходимо развить умение сопоставлять схематические изображения с реальными предметами. 6. Желательно включать в игровую деятельность, такие игры, где можно развивать умение классифицировать и обобщать предметы по их свойственным признакам и назначению. 7. Предоставить ребенку многофункциональную среду, где будут расположены разнообразные предметы. 8. Необходимо развивать у ребенка умение давать ответы в развернутом виде. 9. Так же, что бы развивать мышление, можно читать художественную литературу. Развивать умение понимать смысл текста и пересказать его с помощью наводящих вопросов. 10. Стоит побуждать детей делать самостоятельные умозаключения. 11. Использовать дидактические игры, где нужно собрать группу из отдельных предметов. 12. Включать деятельность детей план-схемы, по которым они будут ориентироваться в пространстве, побуждать детей создавать план-схемы самостоятельно. Методические рекомендации родителям. 1. На особенности организации домашних занятий с детьми родителей нацеливают дефектологи на своих консультативных приёмах, в материалах на стендах, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. 2. Домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в психофизическом развитии, так и речевом. 3. Домашние задания в тетрадях предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослых. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, родители разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление. 4. Выполнение артикуляционных упражнений, разгадывание загадок ребусов. Необходимо использовать в индивидуальной работе игры и упражнения на: - сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними; - классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; - нахождение «лишнего» изображения, не связанного общим признаком с остальными; Комплекс игр, направленных на развитие наглядно-образного мышления дошкольников с ОНР. Игры на наглядно-образное мышление. Игры на развитие памяти, мышления, сообразительности: - игра «Кто больше запомнит». Цель - развитие памяти; - игра «Кем (чем) был раньше?». Цель - развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи; - упражнение «Поезд». Цель - развитие у детей логического мышления и интеллектуальных способностей; - игра «Геоконт» (методика Воскобовича). Цель - развитие воображения, внимания, умения ориентироваться на плоскости листа; - игра «Говори наоборот». Цель - развитие у детей сообразительности. Календарно - тематическое планирование игровых занятий по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дата Цель занятия Структура занятия 1 неделя февраля Развитие наглядно-образного мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать. 1. Приветствие «Улыбка» 2. Упражнение «Четвертый лишний» 3. Упражнение. «Найди пару». 4. Игра «Обведи по контуру листочек». 5. Психогимнастика «Воздушные шарики». 6. Подведение итогов. 2 неделя марта Развитие наглядно-образного мышления, расширение представлений об окружающем мире. 1. Приветствие «Добрые ладошки». 2. Упражнение «Найди половинку каждому предмету». 3. Игра «Как живешь?». 4. Упражнение «Кому без этого нельзя». 5. Подведение итогов. 3 неделя марта Развитие наглядно-образного мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, умения устанавливать последовательности. 1. Приветствие «Улыбка». 2. Упражнение «Четвертый лишний». 3. Игра «Ветер дует на….». 4. Упражнение «Что за чем?». 5. Психогимнастика «Смена ритмов». 6. Подведение итогов. 1 неделя апреля Развитие наглядно-образного мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, умения определять предмет по характерным внешним признакам. 1. Приветствие «Добрые ладошки». 2. Упражнение «Классификация предметов». 3. Игра «Есть или нет?». 4. Упражнение «Чудесный мешочек» «Составь узор». 5. Психогимнастика «Корабль и ветер» 6. Подведение итогов. 2 неделя мая Развитие наглядно-образного мышления, соотносить образы, действовать путем прикладывания, умения определять предмет по характерным внешним признакам, умения устанавливать последовательности. 1. Приветствие. Объединяющая игра «Клубочек» 2. Упражнение «Составь картинку». 3. Игра «Как живешь?» 4. Упражнение «Что за чем?». 5. Психогимнастика «Смена ритмов». 6. Подведение итогов. 3 неделя мая Развитие наглядно-образного мышления, умения соотносить образы, действовать путем прикладывания, умения определять предмет по характерным внешним признакам. Развитие мелкой моторики. 1. Приветствие «Добрые друзья». 2. Упражнение «Сложи картинку» 3. Игра «Запрещенное движение» 4. Упражнение «Обведи контур». 5. Психогимнастика «Загадай желание» 6. Подведение итогов. Таким образом, коррекционно-развивающая работа по развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна быть направлена на поэтапное формирование основных компонентов наглядно-образного мышления: формирование образов-представлений об окружающей действительности; установление взаимосвязи между образом и словом; закрепление усвоенных знаний в различных видах детской деятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 11 октября 2024 в 11:48
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Смородина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД