Марина Рединова
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
Методические рекомендации по разработке и использованию
Пояснительная записка
"Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе".
Галилео Галилей
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника» размещена в разделах
Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально–психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ).
Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.
Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.
1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников
1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С. В., Лабунская Н. А., Тряпицына А. П., Тимофеева Ю. Ф. и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:
- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;
- результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;
- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ направлены на решение следующих задач:
- определение уровня возможностей дошкольника;
- выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей;
- создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
- как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.
Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
- возрастом ребенка;
- состоянием его здоровья;
- уровнем готовности к освоению образовательной программы;
- интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом специалистов образовательных учреждений;
- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;
- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;
- наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений.
ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.
Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Задачи мониторинга:
- организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);
- оценка эффективности использования ИОМ;
- выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.
Этапы мониторинга:
- сбор медико-педагогической информации о ребенке;
- психолого-педагогическое обследование;
- анализ и оценка полученных данных;
- выстраивание ИОМ ребенка;
- интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка;
- отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.
Технологические аспекты данной проблемы:
- сводные информационные таблицы по диагностике;
- аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.
Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом :
1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).
2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы:
- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);
- выбор педагогического инструментария (т. е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик);
- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);
- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)
- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);
3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).
4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).
Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
- приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья
1. Проведение коллегиального заседания ПМПк ДОУ.
2. Изучение рекомендаций ПМПК.
3. Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).
4. Создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.)
- использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).
5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).
6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т. д.)
3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ
Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ?
Есть разные варианты. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ПМПк (при наличии, диагноза (при наличии).
Предлагаем примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ :
Образец
I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1. Ф. И. О. воспитанника___
2. Дата и место рождения ___
3. Адрес: ___
4. Сведения о родителях (законных представителях) :___
5. Дата поступления в МДОУ ___
6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид: от ___г. основной диагноз___
7. № удостоверения по инвалидности___ МСЭК №___
срок назначения___ продление ___ ИПРА №_
8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования : ___
9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №___от ___201 года).
На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
1. Общее состояние (причина инвалидности) ___
2. Физическое развитие ___
3. Неврология___
4. Зрение ___
5. Слух ___
6. Опорно-двигательный аппарат___
7. Диагноз психиатра___
8. Диагноз логопеда ___
9. Данные о текущем лечении___
10. Диспансерное наблюдение врачей специалистов___
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Информация о прохождении ПМПК
первичное обследование повторное обследование каждые 2 года
число, месяц, год число, месяц, год число, месяц, год
Заключение ПМПК
№ протокола Заключение ПМПК
№ протокола Заключение ПМПК
№ протокола
IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ
Зам. заведующего по ВМР – координатор ИОМ, группы сопровождения.
1. Старший воспитатель 2. Воспитатели группы
3. Педагог-психолог 4. Педагог-дефектолог
5. Учитель-логопед 6. Руководитель физо
7. Музыкальный руководитель 8. Мл. воспитатель
V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
педагог-психолог
Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.
учитель-логопед Структура и степень нарушения речи. Причины не успешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.
воспитатели Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния.
Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.
специалисты
муз. раб. физ. раб
медработник поликлиники Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную-воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.
VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Направления работы (специалист) Кол-во часов в неделю Дата и время проведения Используемые программы и технологии Формы проведения занятий Ф. И. О. специалиста
Психологическая помощь (педагог – психолог)
Дефектологическая и логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед)
Педагогическая помощь
Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель
Другое
4. Список рекомендуемой литературы
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.). - М. : «Просвещение», 2003г.
2. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8).
3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» – Караганда – 2009 г. Составитель: Суртубаева Д. А.
4. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ. /М. А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с.
5. Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО» - 2015 г.