Ольга Андреева
Методические рекомендации по работе с матами с цветным гелем в области художественно-эстетического направления в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В методических рекомендациях представлена собственная педагогическая практика развития эмоционального интеллекта у дошкольников посредством использования матов с цветным гелем в области художественно-эстетического направления (музыка). Данная методика решает задачи образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Практическая ценность данной методики состоит в том, что в ходе работы помимо образовательных задач решаются задачи диагностического и коррекционного характера.
Публикация «Методические рекомендации по работе с матами с цветным гелем в области художественно-эстетического направления в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Пояснительная записка.
Развитие эмоционального интеллекта – одна из главных задач дошкольного образования. В рамках реализации ФГОС ДО отмечена важность развития у дошкольников социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками (раздел 2.6)
Новизна: Использование нетрадиционного оборудования (в данном случае матов с цветным гелем) в образовательной деятельности не только способствует развитию компонентов эмоционального интеллекта дошкольников, но и помогает установлению более продуктивного, комфортного и долговременного контакта между педагогом и ребенком.
Практическая значимость: Данные методические рекомендации по использованию нетрадиционного оборудования могут быть полезны как узким специалистам, так и педагогам ДОУ.
Цель: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством использования нетрадиционного оборудования (матов с цветным гелем) в области художественно-эстетического направления (музыка).
Благодаря использованию нетрадиционного оборудования (матов с цветным гелем) в области художественно-эстетического направления (музыка) в работе музыкального руководителя совместная деятельность с детьми становится более разнообразной и продуктивной.
Актуальность использования нетрадиционного оборудования (матов с цветным гелем) в области художественно-эстетического направления (музыка) обусловлена тем, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, важным компонентом которой является эмоциональная составляющая.
Описание нетрадиционного оборудования
Маты с цветным гелем
(в комплекте 6 шт., размер одного мата: 50 х 50 см)
Описание
6 матов, наполненных гелем различных цветов. Обратная сторона имеет противоскользящую поверхность. При давлении на мат жидкость внутри перемещается и образует меняющиеся цветовые пятна, которые видны сквозь прозрачную поверхность мата.
Область применения: Оборудование для реабилитации. Подходит для комплектации сенсорной комнаты, для проведения профилактических занятий в образовательных и коррекционных заведениях.
Функции:
Оказывают успокаивающее воздействие и помогают улучшить концентрацию внимания.
Всестороннее сенсорное развитие.
Развитие фантазии и эмоционального интеллекта.
Использование матов с цветным гелем в области художественно-эстетического направления (музыка) в работе с детьми дошкольного возраста
Данное нетрадиционное оборудование широко используется в работе разных специалистов (педагоги-психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре и пр., как вспомогательное средство.
В практике музыкального руководителя данное оборудование может использоваться для решения различных задач:
• Образовательные:
Учить различать силу шага (твердые и легкие шаги в танце) – ребенку легко отследить силу своего шага – от нажатия стопой на мат остается след: соответственно ребенок может понять по следу, как нужно ставить ногу вслед за показом педагога.
Учить различать правильную постановку стоп (на всю стопу, на носочек и пр.) – как и в предыдущем пункте, ребенку можно объяснить более наглядно, как правильнее ставить ногу с помощью яркого пятна геля в коврике.
С помощью дублирования силы голоса силой нажатия на мат ладонями или стопами можно учить детей управлению голосом (сила, длительность, протяжность, дыхание и пр.).
• Развивающие:
Развивать фантазию как компонент эмоционального интеллекта.
Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей.
Развивать стремление детей к творческому самовыражению.
• Воспитательная:
Воспитывать адекватное отношение к окружающим, условиям и деятельности.
Такие маты могут стать прекрасным оборудованием для организации дидактических и релаксирующих игр во время мероприятий образовательного и развлекательного характера. Яркость и необычность данных ковриков привлекает внимание детей любого возраста, это обусловлено тем, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, важным компонентом которой является эмоциональная составляющая. Поэтому данное оборудование может стать незаменимым помощником педагога в образовательной деятельности.
Данное оборудование может быть использовано как для индивидуального, так и для группового взаимодействия.
Пример использования матов с цветным гелем в ООД по направлению музыка.
ООД «Осенние дождинки»
(Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
Программные задачи:
1. Упражнять детей в различных видах ходьбы, развивать координацию движений, укреплять мышечный тонус. Развивать мелодический, ритмический слух и коммуникативные качества.
2. Активизировать артикуляционный аппарат и улучшать дикцию. Учить управлять функцией внимания (концентрация, устойчивость, распределение). Обогащать эмоциональный мир детей.
3. Продолжить знакомить детей с разными жанрами музыкальных произведений (Танец, марш).
4. Упражнять детей в интонировании поступенного движения мелодии вверх.
5. Узнать песни, правильно передавать мелодию песни.
6. Закрепить умение петь сразу после вступления, исполнять легким звуком в оживленном темпе.
Материал: зал оформлен в виде осенней поляны. С потолка свисают осенние листья, тучки. На подиуме – большой зонт и маленькие зонтики. Маты с цветным гелем, укрытые мягким покрывалом с осенними листочками. Листочки по количеству детей, металлофон, ударные инструменты.
Ход занятия:
(осень в лесу)Дети входят в зал свободно, звучит спокойная музыка.
М. р: Вы бывали в осеннем лесу? Лес стоит по-сказочному красивый. Все деревья в разноцветных нарядах – березки в золотых, рябинки и осинки в красных, ели в зеленых. Воздух необыкновенно чист и прозрачен. Под ногами – пушистый ковер из шелестящих листьев. Пахнет грибами и спелой брусникой. А если посмотреть наверх, то увидишь голубое небо. С такой сказочной картиной не хочется расставаться. Вот я и хочу сегодня предложить вам, ребята, еще раз прогуляться по осеннему лесу. Согласны? Тогда отправляемся! Но в пути вам могут встретиться трудности, будьте осторожны и внимательны.
Упражнение: «Шаг, бег»
М. р: Вот мы и пришли. Сядем удобнее на полянку. Отдохните, наверное, вы устали с дороги (сели). Как вы думаете, какие звуки можно услышать в осеннем лесу? (Шелест листьев, капли дождя, вой ветра, пение птиц, крики зверей.). А теперь послушаем, какие же звуки слышны в нашем осеннем лесу?
(звуки леса)
М. р: Художники рисуют картину красками, а мы с вами нарисуем картину звуками.
Импровизация “Звуки леса”
Дети изображают своими голосами различные звуки леса.
М. р: Какая разноголосая картина у нас получилась! Молодцы!
Игра на фортепиано «Ёжик», на ширме появляется ежик
Еж: Я – обыкновенный ежик, ежик маленький, ну что же! Я больших зверей не хуже, потому что лесу нужен! Вам грибочков я припас. Посчитайте их сейчас.
Считают грибы, одинаковой ли они высоты и т. д.
М. р. А что еще нам ежик принес на своих иголках? Кто скажет, что это овощ или фрукт? (ответ)
М. р: Ребята, посмотрите, как много листочков нападало. А как красиво они кружатся, когда подует ветерок.
Танцевальная импровизация с желтыми листочками. Музыка П. И. Чайковского “Сладкая грёза”
(Шум дождя)
М. р: Ой, дождь начинается. Куда бы нам спрятаться?
Все прячутся под зонтики, музыкальный руководитель в это время убирает плед с матов, дети бегут к ним под зонтиками.
Речевая игра «Мелкий дождик»
Дети вместе с педагогом произносят текст, сопровождая его движениями и звучащими жестами.
Мелкий дождик моросит: кап – кап – кап – кап, - кистевые движения по дорожке пальчиками,
В листьях сада шелестит: ш – ш – ш - ш, - плавные махи руками над головой,
Мокнет мяч у ворот: шлеп – шлеп… - шлепки по дорожке полной ладонью,
Мокнет поле, огород: топ – топ – топ – топ. - топать ногами по дорожке,
Что-то шепчут листья, - плавные махи над головой.
Подойдем и спросим, - развести руки в стороны по дорожке,
Листья отвечают: Осень! Осень! Осень! – хлопки в ладоши.
М. р: Ребята, вам понравилась наша волшебная дорожка? Приятно побыть немного волшебниками. А давайте теперь станем музыкальными волшебниками… и попробуем с помощью музыки показать капельки дождя на траве, которые переливаются на солнышке. Выбирайте музыкальные инструменты, соответствующие характеру музыки, еенастроению.
Импровизация с музыкальными инструментами «Осень в гости просим»
М. р: А знаете, что дождь из серого и скучного может превратиться в веселый и разноцветный. Как еще можно веселиться, когда на улице дождь? Под легким дождиком можно поиграть.
Подвижная игра “Погода”
Дети делятся на 2 команды, становятся в 2 шеренги и соревнуются, чья команда точнее и внимательнее исполнит команды.
М. р: Будьте внимательны и правильно выполняйте мои команды:
Дождь! – хлопки
Сильный дождь! – топать ногами
Ветер! – качать кистями
Сильный ветер! – качать руками и корпусом
Буря! – команды меняются местами бегом.
М. р: Я вижу, какое замечательное настроение у вас сейчас. Конечно! Самое главное не то, какая погода на улице, а сколько у тебя друзей.