Костынюк Анна
Методические рекомендации по работе с детьми с СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – относится к группе психических расстройств, характеризуется: отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Также, здесь следует отметить неорганизованную, чрезмерную активность. Во взаимоотношениях со взрослыми такие дети часто социально расторможены, без обычной предусматрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции.
Проявления СДВГ :
Публикация «Методические рекомендации по работе с детьми с СДВГ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
1) Невнимательность. Детям трудно удерживать внимание на чем – либо. Они могут длительное делать тольео то, чем сильно эмоционально увлечены. Удерживать сознательно и целенаправленно внимание им удается с трудом, они могут это делать только короткое время, упуская детали.
2) Гиперактивность. Проявляется в повышенной двигательной активности. Такие дети много и быстро говорят, не могут длительно сидеть, шумно себя ведут.
3) Импульсивность. Эта особенность проявляет себя в необдуманности слов и действий. Первая прешедшая в голову мысль может моментально реализовываться без критического осмысления. Такие дети не могут выслушать собеседника, перебивают его. Также, они склонны совершать рискованные поступки, например, перебегать дорогу в неположенном месте.
Проблемы детей с СДВГ : снижение школьной успеваемости, трудности в общении со сверстниками и взаимодействия с воспитателями и учителями, негативное представление о себе в сочетании с агрессивностью, неспособность проигрывать и терпеливо переносить неудачи.
Рекомендации для родителей гиперактивных детей:
1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймёр, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Психологические игры для детей с СДВГ :
«Разговор с руками»
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие устно чёрез заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный с похвалив послушные руки и их хозяина.
«Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с ручками»)
Цель: Учить ребенка владеть своим телом.
Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый караван, обводит контуры фигуры ребенка. Затем те с ребенком рассматривает силуэт и зад вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хот разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушаете. Что ты делаешь в этом случае? Как ты в научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».
Игры с песком и водой
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть толь, летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.
Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки тряпочки, мелкие предметы мячики, трубочки и др.
Если кто-то из родителей не хочет вносит в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.
«Археология»
Цель: Развитие мышечного контроля.
Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком
или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кист руки. Как только ребенок коснется своей ладо— они, он тут же меняется ролями со взрослым.
«Шариковые бои»
Цель: Развитие координации движений.
Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние
0,5—1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то - сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.
«Маленькая птичка» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Развивать мышечный контроль.
Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее и вместе с тем успокаивая ее и вместе с теммуспакаивается сам.
В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему
«Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
«Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию ощущений.
Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.
Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь угадать задумки партнера по игре, могут разволноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагаем модификацию данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще? После окончания игры взрослый нежным движениями руки «стирает» все, что он на рисовал при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
«Добрый – злой, веселый-грустный»
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы:
«Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д. ?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.