Ольга Б
Методические рекомендации по работе с аутичными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по работе с аутичными детьми в ДОУ
Одна из самых главных задач педагога — вовлечь ребенка в совместную и индивидуальную деятельность. С этой целью необходимо в работе применять как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его интеллектуальный и эмоциональный опыт.
Организация рабочего места : мебель соответствует росту ребенка. Ее нужно разместить так, чтобы во время занятий ребенок не отвлекался и имел трудности выхода из-за стола. Материалы, необходимые для занятия, располагаются на верхней полке стола, либо слева от него. Каждое новое задание находится в отдельном конверте. По возможности необходимо создать тишину в помещении, где проходит занятие.
Публикация «Методические рекомендации по работе с аутичными детьми в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Темочки
Работа, проводимая с детьми, имеющими РАС, подчиняется ряду определенных требований к организации и содержанию занятий, основывается она на индивидуальных и возрастных особенностях ребенка:
Чаще всего учитывая сложности восприятия, понимания речи и выполнения вербальной инструкции, работу необходимо начинать с невербальных заданий.
Занятие всегда должно иметь постоянную и понятную ребенку структуру – начало, основная часть (с определенным количеством и последовательностью заданий, окончание.
Важной частью в рамках любой деятельности аутичного ребенка является составление расписания. Оно может быть предметное, рисуночное.
Детям с РАС необходимо предлагать игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами (начало и четкий результат).
Выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать в занятии уже знакомые.
При работе с прописями, раскрасками, желательно указывать стрелками направление движения руки. Очень часто аутичному ребенку нужна физическая помощь при выполнении действия (педагог буквально «работает» рукой ребенка).
Предметно-развивающая среда должна осуществлять большой выбор предметно-игрового материала. Это необходимо для поддержания интереса к действию с предметами. На начальном этапе следует предъявлять игрушки с дополнительными сенсорными стимулами. Большое значение для развития восприятия отводится использованию натуральных предметов для усвоения материала. Есть возможность действовать с настоящим фруктом (яблоком, грушей, который можно вымыть, найти на ощупь в мешочке, попробовать на вкус, а не только видеть его на фото в альбоме или на карточке лото и пр. Необходимо использовать один и тот же материал в разных заданиях (например, для сличения цвета сегодня используются карандаши или кубики, а завтра — магниты и разноцветные прищепки и т. п.).
На основе всего выше изложенного можно сделать вывод: Разнообразная, продуманная предметно - развивающая среда, четко структурированное индивидуальное занятие с учетом особых потребностей – это ступенька, позволяющая аутичному ребенку входить в мир людей.
Источники
1. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. М. : ВЛАДОС, 2005.
2. Караневская О. В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». М. : 2008.
3. Маккланнахан Л. И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению / Пер. с англ. М. : СигналЪ, 2003.
4. Манелис Н. Г., Медведовская Т. А., Субботина Е. В. Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. №2. 2014.
5. Нуриева Л. Г. Развитие речи аутичных детей : Метод, разработки. М. : Теревинф, 2005.
6. Хаустов А. В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. №4. 2014.
7. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М. : Теревинф, 2004.