Наталья Зайцева
Методические рекомендации по проведению занятий по знакомству детей с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него появляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Публикация «Методические рекомендации по проведению занятий по знакомству детей с родным городом» размещена в разделах
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятия. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Формы работы по знакомству детей с родным городом могут быть различны : целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы и другие. Но основной формой является занятие по ознакомлению с окружающим, которое проводится один раз в месяц. Знания полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы не занятий. И в течение года нужно несколько раз возвращаться к тому, что дети узнали ранее.
Каждое занятие должно проводиться с использованием наглядного материала. Воспитатели подбирают его в зависимости от возрастных особенностей детей. На каждом занятии дети должны узнавать новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый это слово проговорил; это способствует расширению словаря детей.
При знакомстве дошкольников с историей родного города воспитателю приходится многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит, воспримет ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желание узнать что-то ещё. Составляя рассказ, воспитатель должен помнить следующее:
- По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
- Необходимо включать в рассказ вопросы к детям. Это нужно, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать. Рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
- Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, т. к. в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т. д. Некоторые даты детям следует сообщать не добиваясь их запоминания (12 апреля 1961г., 1941-1945г. г. и др.).
- Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например «князь», «полководец» и прочие, следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
- В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что выходить на целевых прогулки за пределы дошкольного учреждения можно с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых. Знакомя детей с родным городом необходимо учитывать. Что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дама цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться их работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
Научите детей любить свой город и гордиться тем, что они живут в таком замечательном городе и такой прекрасной стране как Россия!