Ольга Комягина
Методические рекомендации по проведению сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по проведению сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Комягина О. В.
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №58 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Темочки:
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
Самым интересным и увлекательным занятием, для ребёнка конечно же является игра. В игре ребёнок может полностью реализовать себя. Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянную тренировку положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.
Ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. Поэтому сюжетные занятия способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа считают то, что, они позволяют избежать, механическое усвоение техники движения, заучивания детьми стереотипов движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.
Ценным является то, что в сюжетных занятиях сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков разучивания этого движения. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.
В качестве источников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.
Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л. С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».
Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.
Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.
Для успешного проведения сюжетных физкультурных занятий необходимо соблюдать требования к их подготовке и проведению, которые выражаются в следующем:
Присутствие яркой эмоциональной окраски занятия, побуждающей ребенка к действиям:
1.1. занятие по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа педагога, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание
- это может быть и персонаж знакомой им сказки, например, «Колобок», который попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника;
в другой ситуации педагог, пробуждая у дошкольников сочувствие к персонажам, может предложить им не только выручить или спасти полюбившихся героев, но и просто порадовать их совместными играми. Так, дети идут в гости к игрушкам, чтобы позаниматься с ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся. На первых порах педагог сообщает детям развитие сюжета постепенно : «Пойдем к кукле, а теперь поиграем с куклой в догонялки»;
персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Педагог предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам. Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Принимая игровые обстоятельства, предложенные педагогом, дети выполняют плавные, замедленные движения как будто бы во время качки на корабле, имитируют лазанье по корабельным снастям.
Использовать соответствующее музыкальное сопровождение. Так, во время игры «Солнышко и дождик» дети убегают, услышав шум дождя (грамм запись, и выходят погулять, когда поют птички.
2. При подборе упражнений учитывать возрастные особенности детей, принимать во внимание уровень их физической подготовленности. Соблюдать структуру физкультурных занятий состоящей из трех частей вводной, основной, заключительной. (В вводной части нужно ввести организм в состояние подготовленности к основной части, основная часть занятия содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. В заключительной части происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию).
3. Использовать нестандартное и стандартное физкультурно-оздоровительное оборудование спортивного зала или игровой площадки, соблюдая технику безопасности на них. Развивать воображение детей, предлагая по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса. Обручи одновременно могут быть «кочками», «гнездами для птиц» и «домиками для зверюшек».
4. Занятия посвященные путешествиям по временам года, в которых отражаются природные изменения, трудовая и спортивная деятельность людей (например, «Вспомним лето», «На солнечной полянке», «Зима пришла») проводятся в среднем и медленном темпе и включают определенные игровые упражнения с целью совершенствования необходимых движений. Использовать разные формы организации детей:
фронтальный (применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия)
Групповой способ (создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения)
Поточный способ (предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое).
5. При обучении движениям использовать ролевое поведение детей. Привлекать детей, которые могут принять на себя выполнение главной роли, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии со взятой на себя ролью, и поощрять остальных детей, владеющих лишь игровыми действиями, справляющихся только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, мажут крылышками, как цыплята.
6. Педагогу необходимо подготовить символы для обозначения детских ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль (в виде масок, передничков с изображением персонажа, шапочек, карточек, картинок и др.)
7. Включать познавательные сведения. Например в сюжетном физкультурном занятии «Прогулка в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму в виде орехов и грибов, что у неё не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодно в лесу», «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь – лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны.
8. Не нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей – всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Педагог и дети играют вместе.
9. Педагог руководит игрой, строго регламентируя деятельность детей, дозируя физическую нагрузку;
Методические рекомендации к проведению сюжетных физкультурных занятий в старшем дошкольном возрасте :
1. При руководстве двигательной деятельностью воспитателю необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.
2., Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений.
3. При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.
4. Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т. к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.
5. Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.
6. Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.
7. Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширения двигательного опыта детей.
8. В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.
9. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).
10. Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.
11. Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.
Таким образом, при соблюдении основых методических рекомендаций сюжетные физкультурные занятия открывают широкие возможности для работы педагога с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.
Список используемой литературы
1. Андерсон В. А., Вике JI.A., Жбанва А. С. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» М., 1991
2. Арагофская Э. И., Резанова В. Д. Физиология и физкультура. М. : «Просвещение». 1968. -215 с., ил.
3. Аракелян О. Г., Карманова JI.B. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. - Армянская ССР, 1980. - 145 с., ил.
4. Вавилова Е. Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. - М. : «Просвещение», 1983.- 174 с, ил.
5. Кенеман А. В., Хухалева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М. : «Просвещение», 1985. - 271 с