Юлия Демидова
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа
▼ Скачать + Заказать документы
/
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа
Учитель-логопед Демидова Ю. И.
Тамбов 2022
С каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющие различные нарушениями речи. К этой категории, относят детей с минимальным дизартрическим компонентом. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ, из-за чего затруднена артикуляция.
Наиболее эффективными методами преодоления дизартрии является логопедический массаж.
Публикация «Методические рекомендации по проведению логопедического массажа» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Логопедический массаж – это активный метод воздействия механическим способом, на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Цель логопедического массажа – устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.
Задачи логопедического массажа :
Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре. Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиации и др.
Активизация тонких дифференциальных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
Стимуляция положительных кинестезии.
Улучшение качеств артикуляционных движений.
Увеличение силы мышечных сокращений.
Уменьшение гиперсаливации (слюнотечение)
Укрепление глоточного рефлекса.
Подготовка к формированию координированных произвольных движений артикуляционных органов.
Противопоказания
У логопедического массажа есть и противопоказания. Нельзя применять массаж в момент, когда больной ребенок плачет, вырывается из рук, кричит или когда его носогубный треугольник «синеет», когда трясется подбородок. Очень осторожно следует применять массаж при эписиндроме (судорогах) в анамнезе. Его нельзя проводить, если человек с дизартрией болен гриппом, ОРВИ или любым другим инфекционным заболеванием, а так же если имеются болезни кожи (даже герпес на губах, конъюнктивит, стоматит.
Проведение логопедического массажа
Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут
Правильное положение тела во время массажа
Чтобы нормализовать мышечный тонус, расслабить и сделать дыхание ребенку более свободным необходимо правильно определить ему положение:
Укладывают ребенка на спину, подкладывая под шею валик. При этом плечи приподнимаются, голова – откидывается назад. Руки – вытягивают вдоль тела, ноги сгибают в коленях, подкладывая валик.
Положение «полусидя» достигают в кресле с высоким подголовником, детском стульчике или коляске.
Техника выполнения массажа языка при дизартрии
Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.
При массаже языка от корня к кончику:
Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка, по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.