Лучший педагог года

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Юлия Демидова
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

/

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Учитель-логопед Демидова Ю. И.

Тамбов 2022

С каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющие различные нарушениями речи. К этой категории, относят детей с минимальным дизартрическим компонентом. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ, из-за чего затруднена артикуляция.

Наиболее эффективными методами преодоления дизартрии является логопедический массаж.

Публикация «Методические рекомендации по проведению логопедического массажа» размещена в разделах

Логопедический массаж – это активный метод воздействия механическим способом, на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Цель логопедического массажа – устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Задачи логопедического массажа :

Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре. Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиации и др.

Активизация тонких дифференциальных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Стимуляция положительных кинестезии.

Улучшение качеств артикуляционных движений.

Увеличение силы мышечных сокращений.

Уменьшение гиперсаливации (слюнотечение)

Укрепление глоточного рефлекса.

Подготовка к формированию координированных произвольных движений артикуляционных органов.

Противопоказания

У логопедического массажа есть и противопоказания. Нельзя применять массаж в момент, когда больной ребенок плачет, вырывается из рук, кричит или когда его носогубный треугольник «синеет», когда трясется подбородок. Очень осторожно следует применять массаж при эписиндроме (судорогах) в анамнезе. Его нельзя проводить, если человек с дизартрией болен гриппом, ОРВИ или любым другим инфекционным заболеванием, а так же если имеются болезни кожи (даже герпес на губах, конъюнктивит, стоматит.

Проведение логопедического массажа

Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут

Правильное положение тела во время массажа

Чтобы нормализовать мышечный тонус, расслабить и сделать дыхание ребенку более свободным необходимо правильно определить ему положение:

Укладывают ребенка на спину, подкладывая под шею валик. При этом плечи приподнимаются, голова – откидывается назад. Руки – вытягивают вдоль тела, ноги сгибают в коленях, подкладывая валик.

Положение «полусидя» достигают в кресле с высоким подголовником, детском стульчике или коляске.

Техника выполнения массажа языка при дизартрии

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

При массаже языка от корня к кончику:

Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.

Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.

Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.

Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.

Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.

Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка, по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.

Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.

Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.

Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.

Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

Публикации по теме:

Рекомендации по проведению пальчиковых и жестовых игр для малышейРекомендации по проведению пальчиковых и жестовых игр для малышей Пальчиковые и жестовые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Такие забавы.

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта "Театр и музыка" сегодня предлагаю вам один из возможных.

Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению детских Святочных Колядок»Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению детских Святочных Колядок» В последней публикации я предложила коллегам сайта рекомендации по организации и проведению детского Рождественского праздника. В этой.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай»Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Сегодня предлагаю вам материал по аппликации.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт»Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группеМетодические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышамиРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по проведению логопедического массажа
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 13:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД