ирина юдина
Методические рекомендации по организации эвритмических занятий с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации эвритмических занятий с детьми дошкольного возраста
"Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга" (М. М. Кольцова)
Публикация «Методические рекомендации по организации эвритмических занятий с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Эвритмия – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.
В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.
Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Р. Штейнером
Направления эвритмии: гигиеническая; лечебная, педагогическая.
Гигиеническая эвритмия проводится в группах здоровья и направлена на укрепление жизненных сил.
Лечебная эвритмия направлена на профилактику подступающих болезней, а также показана при тяжелых заболеваниях.
С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:
жизненные силы ребенка,
развить ловкость,
концентрацию внимания,
улучшить мелкую моторику,
координацию движения,
развить правильное переживание пространства,
правильную речь,
мышление.
Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
Эвритмическое занятие включает следующие этапы:
1. Подготовка пространства и костюмов.
Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение.
2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.
Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.
3. Музыкально-ритмический круг.
Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
ритмические игры;
блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
блок развития мелкой моторики;
пространственная ориентация;
социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей - всей группы как единого коллектива;
импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
народные игры.
4. Завершение занятия.
Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки».
Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.
Литература:
Штейнер Р. «Эвритмия как видимия речь» – лекции
Штейнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996.
Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995.