Татьяна Горюнова
Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Введение
• Что такое развивающая среда
• Что необходимо учесть, создавая предметно-развивающую среду в группе
2. Основная часть
• Принципы построения развивающей среды
• Организация предметно-развивающей среды в старшей группе (программа «развития»)
• Передвижные центры
• Детские стационарные центры развития
• Инновационные компоненты предметно-развивающей среды
3. Заключение.
«…самая важная наша
работа должна быть
направлена на то,
чтобы сохранить то, что есть
в детях,
Публикация «Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
на осуществление возможно
полной детской жизни
сейчас без мысли о том, что даст будущее»
С. Т. Шацкий.
Одно из важны условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении—правильная организация развивающей предметной среды. О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л. Н. Толстой. Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский. Как подчеркивал А. С. Макаренко, воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом».
В курсе «Дошкольная педагогика» среда рассматривается как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле развития этого слова (микро, мезо и макро факторов). Нам же ближе следующее определение : под развивающей средой следует понимать естественную, комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу, возраст, уровень, развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности. Если мальчиков в группе будет больше, чем девочек – среда окажется другой, чем там, где девочек больше.
Особенности среды во многом определятся личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности—это также будет заметно в созданной среде. Таким образом, нет жестких детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие требования при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.
Принципы построения среды в ДОУ
(по В. А. Петровскому, 1993 г.)
№ п/п Принцип Функции
1 2 3
1 Дистанции позиции при взаимодействии Поддержание визуальной связи взрослый — ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый — ребенок, ребенок -— ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений
2 Активности Включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности»
3 Стабильности и динамичности Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства
4 Комплексирования и гибкого зонирования Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или, наоборот, пересекания)
5 Эмоциогенно-сти, индивидуальной ком-фортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого Предоставление «личного» пространства. Предоставление ребенку возможности уединиться, заняться любимым делом. Использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки-символа
6 Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде Использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, образы, краски и т. п. Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства. Включение эффектных зрелищ: световых, цветовых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное)
Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, мы определяем требования к ее организации. На наш взгляд, она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
Выполнение этих требований позволяет нам:
— способствовать познанию ребенком ценности своего «я» (физического, эмоционального, когнитивного, коммуникативного, идеального, реального, возможного, будущего);
— заниматься физической культурой и сохранять здоровье ребенка, создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребенка в социуме взрослых и сверстников;
— воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры, знаний;
— инициировать творческие проявления ребенка в совместном
социальном действии;
— развивать личность ребенка через познание ценностей жизни;
— организовать экологически чистое пространство.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЩАЯ СРЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Среда в старшей группе — это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями» (неожиданные или незавершенные образы, проблемность, требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Эта среда изменчива, динамична. Мы предоставляем дошкольнику значительную свободу и самостоятельность. Это позволяет определять и проявлять отношение к среде, воспринимать ее по-своему, подражать, комбинировать, создавать. Характерным для модели этой группы является и «пе-ретекание» мини-сред : из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.
В оформлении учебного пространства успешно используются нетрадиционная компоновка столов, позволяющая проводить занятия в режиме «динамических поз»; зрительно-телесные тренажеры, сенсорные полотна. Задействуем все плоскости. В полное распоряжение детей отдаем буквально все пространство, все помещения. Ребенок живет средой, среда оживляется и преобразуется ребенком.
Согласно требованиям программы «Развитие», по которой мы работаем, пространство группы было условно разделено на три функциональны помещения:
кабинет—место для расположения учебной зоны
студия—место для занятия детей музыкальной, театральной и изобразительной деятельностью
мастерская—место для занятий и игр по конструированию, с включением материала по ориентировки в пространстве.
Для осуществления дифференцированного подхода в организации здоровьесберегающего пространства с учетом трех видов оздоровительных и образовательных маршрутов нами были спроектированы два вида центров детской деятельности:
передвижные центры (для детей Iи частично II маршрутов)
стационарные центры
Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте дети первого и второго образовательных маршрутов уже могут самостоятельно организовывать свою деятельность и создавать соответствующие условия, мы рекомендуем использовать передвижные центры, которые станут дл я детей «конструктором», с целью преобразования пространства группы в разных вида деятельности.
Дети третьего и частично второго образовательных маршрутов не могут самостоятельно организовывать среду для какой-либо деятельности. Условия для ее подготавливаются взрослым, поэтому в группе функционируют стационарные центры, которые расположены с учетом требований программы развития к организации развивающего пространства.
Остановимся на организации центров для детей трех оздоровительных и образовательных маршрутов.
Передвижные центры
Представляют собой полки- контейнеры на колесиках. Таких центров семь:
физкультура и здоровье
экологический, науки и экспериментирования
искусства
развития речи
математики и строительства
театральной деятельности
сюжетно-ролевой игры
Каждый передвижной центр находится в аналогичном стационарном центре и имеет все необходимые компоненты оформления. Благодаря передвижным центрам дети могут преобразовывать среду, реорганизовывать ее.
Детские центры развития
Кабинет
Материал по сенсорике
Материал по грамоте
Дидактические игры с математическим содержанием, лото, домино, настольные игры, геометрические мозаики, игра «Танграм», «Уникуб», «Колумбово яйцо», геометрические головоломки
Часы «Времена года и месяцы»
Разноцветные фишки для составления моделей звуковых форм слов
Листы бумаги, разноцветные фломастеры
В кабинете находится и уголок книги.
Книжный уголок в старшем возрасте должен содержать 30-40 книг. Это классические книги разны видов и жанров. т. е. художественная и научно-познавательная литература, сказки, былины, мифы, стихотворные сказки, рассказы, справочная литература, жанр народного творчества, отечественная и зарубежная литература прошлого и настоящего, любые занимательные азбуки.
Комплекты открыток к известным литературным произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и крупным названием сказки на обороте открытки.
«Полочка умных книг» — книги, картинки, иллюстрации по темам, интересующим детей.
Фонотека, видеофильмы и слайды
Произведения народной и классической музыки.
МАСТЕРСКАЯ
1. Строительный материал: универсальные настольные наборы двух, трех, размеров.
2. Напольный крупный строительный материал
3. Природный материал
4. Макет кукольной комнаты
5. Рисунки отдельных частей построек, колонн, башен, конструкций, трафареты.
6. Металлический конструктор со схемами поделок.
7. Пластмассовые строители, «Лего».
8. Макеты детского сада и города.
9. План участка детского сада, улицы.
10. Карты города, области, республики, страны.
11. Наборы открыток или репродукций с достопримечательностями родного города, местности, пригорода, других городов России.
ИЗОСТУДИЯ
1. Материалы: краски (гуашь, акварель, кисточки (тонкие и толстые, губки из поролона. Тряпочки для рук и кистей, баночки для красок и воды, фартуки, пластилин, свободная сена для развешивания детски работ глина, кисточки маленькие, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности (обои).
Дополнительные материалы: коробочки для росписи, щепки, цветные лоскутки, бусинки, листья, желуди, золотая и серебряная фольга, обрезки цветной бумаги для изготовления коллажей, элементы костюмов, «волшебные сундучки», «волшебные палочки».
ТЕАТР
Театр обустраивается самими детьми. Они изготовляют маски, разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации.
УГОЛОК ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ И ДРУГИХ ИГР
1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Игры по сенсорике
3. Игры из раздела «Развитие представлений о себе и окружающем мире».
4. Атрибуты различных профессий (сумка доктора, одежда повара, милиционера, расческа парикмахера, формуляры библиотеки, театральные билеты и программки).
5. Куклы девочки и мальчики.
6. Игрушечные дикие и домашние животные.
7Дополнительный материал из раздела «Математика» : карточки с цифрами — «деньги» и «числовые» карточки — «чеки» для разыгрывания сюжетной игры «Магазин».
8Дополнительный материал из раздела «Развитие экологических представлений» : лото, домино, электровикторины, книги с изображениями различных животных и растений, диафильмы, слайды.
9Дополнительный материал из раздела «Развитие экологических представлений» : лото, домино, электровикторины, книги с изображениями различных животных и растений, диафильмы, слайды.
УГОЛОК ПРИРОДЫ
1- Комнатные растения, на которых удобно демонстрировать взаимодействие их частей (кактусы, алоэ, фикус, комнатный виноград, вьющийся плющ).
2. Специальный стенд, на котором сменяются материалы, например, наборы картинок по разным климатическим зонам («Пустыня. «Арктика», по экосистемам («Лес», «Город»).
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
Находится в смой дальней части группы. Полка-этажерка делает центр обособленным от других. Находящиеся рядом центры искусства и развития речи создают около уголка уединения спокойную обстановку. Соседствующий центр музыкальной деятельности дает возможность использовать аудиозаписи релаксационной музыки, кроме того, сидя на диване, дети могут рассматривать книги и альбомы, находящиеся в центре развития речи. «Зеленое пятно»--зеленые растения и аквариум—создает спокойную обстановку для отдыха. В данном центре пять степеней мягкости: ковер, пуф, диван, подушки и фотоальбом в кожаной обложке
Инновационные компоненты предметно-развивающей среды
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ
Предназначена для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и закрепления сенсорных навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При формировании коллекции следует учитывать такие моменты:
— доступность объектов для сбора. Коллекция должна включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари);
— разнообразие;
— безопасность. Любой объект коллекции должен быть безопасным как с точки зрения механических повреждений, так и для здоровья. Используемые объекты должны быть чистыми.
ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ
Представляет уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, предназначенный для отдыха детей, ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пни разных размеров как стулья и столы.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК
Уголок может включать картографические материалы (карты., схемы, планы, составленные детьми по результатам походов, экскурсий, рисунки-впечатления о природе, снаряжение для походов. Создается для развития географического и пространственного мышления. В то же время это база для игровой деятельности ребенка.
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ
Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой подбираются дидактические игры и пособия: «картотека созвездий», «собери созвездие», «солнце и планеты». Необычность, оригинальность оформления способствуют развитию интереса, занятия в таком уголке вызывают положительные эмоции.
МАКЕТЫ
Изготавливаются силами детей и педагогов. Это может быть план-макет района, где расположен детский сад, макеты к сказкам, созданные в пустых аквариумах бутафорские климатические и природные зоны (жизнь в пустыне, подводный мир, флора и фауна средней полосы).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ
Изготавливаются силами детей и педагогов.
Пирамида «Транспорт» — на каждой ее стороне расположены изображения определенного вида транспорта (водного, воздушного, автомобильного, железнодорожного) и карты-схемы путей движения. В процессе игры ребенок «путешествует», переставляя фигурки автомобилей, поездов, самолетов.
Пирамида музыкально-шумовая — замечательна тем, что ее можно расположить в любом месте группы, обозначив таким образом музыкальный уголок. К ее граням прикрепляют разные музыкальные инструменты. В свободное время дети сами могут их снимать и играть на них.
Пирамида «Ловкие пальчики» — на ней размещены игрушки, изготовленные из старой одежды, пластиковых емкостей, разноцветных крышек. Дети плетут косички, завязывают шнурки, бантики, закручивают нити.
Пирамида «Край любимый» — на ее гранях нарисована карта региона, к ней дети прикрепляют изображения животных и растений.
Пирамида «Времена года» — помогает закрепить знания о временах года, сезонных явлениях в жизни растений и животных. На каждой из граней изображено определенное время года : весна, лето, осень, зима. Задача детей — распределить по сезонам бумажные изображения объектов живой и неживой природы.
МИНИ-МУЗЕИ
Мини-музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями. Каждый семейный экспонат должен быть снабжен этикеткой с фамилией и именем ребенка. В группах можно разместить мини-музеи: «Чудо-дерево», «Игрушки-забавы», «Лучший друг (собаки)», «Мир книги» «Наша Родина — Россия», «Театр костюма», «Театр кукол».
Мы рассчитываем, что организованная таким образом предметно-развивающая среда, сделает ребенка творцом своей личности и здорового тела. Обеспечит ему психологический комфорт, предупредит развитие негативных проявлений. Смоделированная на трех уровнях предметная структура позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще не знакомый, соответствующий уровню его развития.