Марина Газизова
Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
Жизнь современного ребенка многообразна, наполнена различными впечатлениями, которые он с удовольствием отражает в игре при отсутствии слишком жесткого руководства со стороны педагога.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в этой связи пишут: “Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов”.
Публикация «Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» размещена в разделах
Сюжетная игра схематично строится как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – цепочка специфических ролевых взаимодействий, а в еще более сложном – последовательность разнообразных событий. Такое усложнение игровой деятельности возможно при наличии у детей соответствующих игровых умений. Следовательно, чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения игры, чем шире репертуар игровых умений, тем разнообразнее может быть предлагаемое детям содержание, тем больше возможностей для детской самореализации.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не коллективная проработка знаний, а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они реализуют разнообразные представления, вступают во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ. Выделим эти принципы.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Основные методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах:
Первая младшая группа
Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий.
Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
Таким образом, уже на первом этапе организации игры носят двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.
Вторая младшая группа
В этом возрасте ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.
Задача педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются независимые (строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа “Колобок”, “Репка”.
Таким образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на сверстника).
Средняя группа
Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
В практике развития игры в возрастной группе педагог любую тему игры раскладывает в виде “куста” ролей, где одна основная (капитан) и несколько сопутствующих ей по смыслу (пассажир, матрос, водолаз). Таким образом получается развертка темы в ролях (поездка на пароходе). Сюжет в этом случае раскрывается постепенно: основная роль и каждая дополнительная по очереди (капитан и матрос, капитан и пассажир, капитан и водолаз). Основная роль разворачивается для выполняющего ее ребенка в многообразии различных связей. Играя с детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры. Для детей пятого года жизни достаточно 2–3 дополнительных ролей (продавец – основная; дополнительные – покупатель, директор магазина, шофер, привозящий продукты). Для игр могут быть использованы сказочные сюжеты, где главный герой встречается последовательно с каждым из сказочных персонажей (Золушка – мачеха, фея, принц). Далее можно к концу игры подключить вторую роль, такую же как основная. Общение одинаковых персонажей позволяет расширить опыт каждого ребенка, еще раз увидеть связи и взаимоотношения ролей.
Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.
Старший дошкольный возраст
В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает:
– умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;
– быть ориентированным на партнеров-сверстников;
– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
– умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.
Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают посредством метода “игра-придумывание”, протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.
Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового.
Для такой работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:
– обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется главный герой;
– герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;
– герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект;
– герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником);
– герой побеждает противника и получает искомый объект;
– герой возвращается домой и получает заслуженную награду.
Рассмотрим организацию сюжетно-ролевой игры на примере сказки “Иван-царевич и серый волк”. Иван-царевич может отправиться не за жар-птицей, а за новогодней елкой, встретить на пути не серого волка, а фею, получить не волшебный клубочек, а мышку-проводника. С помощью волшебной мышки он попадает в Страну елок. Елки охраняет великан, с которым надо сразиться. Одолев врага, герой забирает самую красивую елку и возвращается домой. В награду он получает праздник в царстве, новую летающую машину и т. д. При преобразовании сказки используются известные детям другие сказки, истории из жизни, фильмы.
Общая схема сказки детям не дается, она нужна воспитателю, чтобы развернуть игру-придумывание, иначе игра превратится в учебную задачу. В играх-придумываниях важно научить детей слушать друг друга, уметь продолжить рассказ партнера. Начинать изменение сказки можно с главного героя, а затем вносить другие изменения.
Игра продолжается 10-15 минут. Количество детей можно увеличивать от двух до трех. Воспитатель должен вести игру эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.
Таким образом, следуя методике Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, игра дошкольников становится разнообразной, активной, творческой, развивающейся деятельностью. В этом случае она выполняет все присущие ей функции и занимает адекватное место в развитии, воспитании и обучении детей, в их жизни.
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1. Развитие игры как деятельности.
2. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей
Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
5. Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:
На первом этапе (1, 5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
Младшая группа
Перечень игр:
1квартал: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «В гостях у матрешки», «Готовим мишке обед», «Купаем куклу», «Кукольный спектакль», «День рождения Мишки», «Автобус», «Уложим куклу спать», «Мойдодыр в гостях у ребят», «С куклой Соней на прогулку», «Час обеда подошел».
2квартал: «Больница (лечим зайчика)», «Парикмахерская», «Большая стирка», «На празднике елки».
3квартал: «Магазин игрушек», «Пароход», «Зоопарк», «Шоферы», «Разговор по телефону».
• В совместных играх используются игрушки, предметы-заместители
• Игра интегрируется со всеми образовательными областями
• В игре развивается диалог между детьми
• Играть со взрослым, парами, малыми группами
• Режиссерские игры по сказкам, стихам с использованием игрушек, затем исполняют простейшие роли сами в сказках, играх
• Используют строительные игры, потом их обыгрывают: построили дом, поселили туда игрушки, разыграли несложный сюжет.
Средняя группа
Перечень игр:
1квартал: «Моряки», «У зубного врача», «Прачечная», «Овощной магазин».
Остальные игры с усложнением.
2квартал: «Салон красоты», «День рождения мишки Винни-Пуха» (Карлсона, «Театр», «Экскурсия в музей», «Кукольный театр», «Столовая», «Концерт для кукол».
3квартал – все игры с усложнением.
• Игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и др.
• Инсценирование сказок, мультфильмов.
• Вести ролевой диалог, объединение в одной ролевой игре несколько сюжетов других игр.
• Беседа об играх вначале: «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределить роли до начала игры, что понадобится для игры, в том числе предметы-заместители, другой материал. Воспитатель провоцирует «проблему»: - корабль сбился с курса, - у парикмахера нет расчёски, - на обед нет хлеба, - не на чем отвезти больного в больницу, - на улице заболел человек.
• Воспитатель участвует, но во II полугодии больше следит за игрой.
• Режиссерская игра: сюжеты сказок, рассказов, полностью или часть сюжета, используются предметы, игрушки.
• Театрализованные игры: дети сами действуют.
Старшая группа
Перечень игр:
1квартал: «Кондитерская фабрика», «Магазин» (кондитерский, хлебный, молочный, «Поликлиника», «Пароход», «Транспорт» (сухопутный, воздушный, «Животноводы», «Путешествие в Атлантиду или на другую планету», «Путешествие в дальние страны», «Больница с разными отделениями», «Аптека», «Строители космодрома».
2квартал: «Строим город будущего», «Аэропорт», «Мы – артисты», «Ателье», «Цирк», «Путешествие с приключениями» (на суше, на море, «Пограничники», «Мы-художники», «Рыболовецкое судно», «Библиотека».
3квартал: «Строим город», «Зоолечебница», «Почта», «Космическое путешествие», «Мы - цирковые артисты», «Газетный киоск», «Кулинария», «Уличное движение», «В театре – премьера», «В ботаническом саду», «Музей», «Библиотека», «Турагентство», «Полиция», «Служба спасения».
• Тематика игр связана больше с социальной деятельностью (в которые играли и раньше, но учитывать реалии сегодняшнего дня (магазин – супермаркет, парикмахерская – салон красоты, автостоянка и др.).
• Практикуется изготовление игрушек для игры.
• Практикуется игра одна и та же с расширением сюжета в течение нескольких дней, отображаются как бытовые, литературные, так и фантастические события.
• Подготовка к играм: чтение, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.
• Режиссерские игры: как с воспитателем, так и самостоятельно, ребёнок может управлять 1 – 2 игрушками.
• Театральные игры: ширма, сцена, декорации, выразительное исполнение.
Подготовительная группа
Перечень игр:
1квартал: «Школа», «Путешествие по России», «Фабрика игрушек», «Осенняя ярмарка – дары природы», «Мы – фермеры», «Библиотека», «Играем в театр», «Мы едем в другую страну», «Консервный завод», «Путешествие по пустыне, или степи», «Журналисты», «Фотоателье».
2квартал: «Стадион», «Семья» (юбилей бабушки, дедушки или другой семейный праздник, «Кинотеатр», «Цирк», «Скорая помощь», «Проводы зимы», «Телевидение», «КВН», «Я беру интервью», «Театр пантомимы», «Животноводы», «Швейное ателье», «Железная дорога», «Космос».
3квартал: «Пожарная часть», «Скорая помощь» (ожоги, отравления, «Зоолечебница», «Мы – инопланетяне», «Карнавал в Африке», «Стоматология», «Поликлиника» (укусы, травмы, «Дом моды», «Полет в космос», «Поле чудес», «Путешествие на батискафе», «Аптека трав», «Стадион» (спортивные игры, «Конкурс красоты» (моделирование одежды, «Скорая помощь» (попадание инородных тел, доноры, «Полет на луну», «Пограничники».
• Игры более разнообразные по содержанию, чем в старшей группе.
• Ребенок может сам придумывать сюжет для игры.
• Продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры сегодня, а завтра играть.
• Умение распределять роли, договариваться (использовать считалки, жеребьёвки, договор по желанию).
• Режиссерские игры: управлять 1-2 игрушками, согласовывать свои действия с действиями сверстников, выразительно интонировать, комментировать события.
• Игра-фантазирование (когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось).
• Подготовка: чтение, рисунки, картинки, экскурсии, используется замена места действия, сюжета
• Продуктивная деятельность в процесс игр: рекламные плакаты, рисунки, карта сказочной страны, деньги, чеки.
• Проявление типов детей в игре: дети-сочинители, дети-исполнители, актёры, дети-режиссеры, дети-практики.