Маргарита Михайлова
Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии. Из опыта работы.
Не для кого не секрет, что с конца ХХ века начала появляться проблема, с которой столкнулись педагоги – музыканты – резко сократилось количество детей с ярко выраженными музыкальными способностями. По статистике, в 80-х годах прошлого века, из одного класса общеобразовательной школы, музыкой занималось, как минимум, 30 % учащихся, а остальные могли, практически без проблем, воспроизвести голосом мелодию. В начале ХХI века, из одного класса общеобразовательной школы, музыкой занимается, в лучшем случае, 1-2 человека.
Публикация «Методические рекомендации по организации деятельности хоровой студии, Из опыта работы» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Одна из важных задач, которую решает вокально-хоровая деятельность в школе – приобщение как можно большего числа детей к искусству хорового пения.
Почему эта прoблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание всё большего круга музыкантов-педагогов? Oчевидно, прежде всего потому, что кoллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Этo и развитие музыкальных спoсобностей, и фoрмирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств.
Организация хорового коллектива начинается с приёма будущих певцов. На первых уроках музыки проводится прослушивание детей 1 класса. Проверка музыкального слуха, ритма, голоса ставит своей целью не столько конкурсный отбор хористов, сколько констатацию уровня их музыкального развития и выявление их музыкальных возможностей.
Исходя из известного положения, что все способности развиваются, я беру всех желающих обучаться пению. Поэтому контингент учащихся оказывается самым разнообразным. Это дети с ярко выраженными музыкальными данными и прекрасными голосами. Но все же по состоянию голосового аппарата, по наличию музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти уровень основной массы детей бывает ниже среднего.
В свою вокально – хоровую студию я зачисляю даже так называемых «гудошников» - детей с голосовыми и слуховыми проблемами, но очень желающих заниматься в хоре. Конечно, установив за ними особое наблюдение, в последствии старюсь выяснить причины и найти пути исправления неверного интонирования. Причины фальшивой интонации могут быть различны: отсутствие внимания, неразвитый певческий диапазон, отсутствие координации между слухом и голосом.
Моя практика показала, что при регулярных хоровых занятиях, при индивидуальной работе с каждым ребенком у одних учащихся очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, а для других требуется очень много времени, терпения и такта преподавателя, применение особых методик, чтобы научить этих детей петь, то есть верно воспринимать и верно воспроизводить звук. Приятно было наблюдать, как совершенно не поющие дети (а это третья часть хора) к концу второго года обучения запели чистыми высокими голосами.
С самого начала вокально-хоровой работы хормейстеру младшего хора нужно обязательно учитывать психологические и физиологические особенности младшего школьного возраста. У детей 7-10 лет механизм голосообразования еще не развит, но именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования. Певческие возможности ребенка сильно ограничены, поэтому остро стоит вопрос охраны певческого голоса – петь без напряжения, негромко. Развитие и дальнейшее воспитание голоса будет идти на основе постепенного перенесения качеств, присущих примарным тонам, на весь диапазон.
Дети склонны копировать учителя, а у некоторых учеников ярко выражено стремление показать себя. Такой прием работы как подражание просто необходим на первом этапе работы с начинающими певцами. Показ педагога является очень эффективным методом работы. Но при этом следует использовать не только метод подражания «Сделай как я», но также привлекать наиболее активных и способных учеников, которые могут служить примером для подражания. И это стремление показать себя очень важно подхватить и верно направить, давая возможность проявлять детям активность и инициативность.
Для маленьких детей типична быстрая утомляемость от однообразной деятельности. В работе с малышами надо обязательно учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте. Поэтому при планировании урока необходимо переключение на разные виды деятельности – необходима частая смена заданий, песен, упражнений. К примеру, на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. И все же не следует слишком долго задерживаться на ее разучивании. Полезно взять другую песню и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми дети познакомились на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии можно вновь вернуться к первой песне и уже на более высоком музыкальном уровне доучить ее, помня, что любой навык требует времени для формирования.
Детям свойственна склонность к игре, поэтому в хоровой работе с малышами надо шире использовать привычные для детей формы деятельности – в первую очередь элементы игры, так как через игровые формы легче усваивается даже самый сложный материал. На начальном этапе именно игру и следует использовать как метод в преодолении трудностей. Но игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть кропотливой хоровой работы, требующей от начинающих хористов умения преодолевать встречающиеся трудности. А руководитель хора должен поддерживать и одобрять своих певцов, чтобы они обязательно чувствовали радость творчества от совместной работы.
Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал, на котором хор учится и творит. Репертуар хора должен отвечать широкому кругу художественных и учебно-воспитательных задач. Правильно подобранные произведения способствуют проявлению склонностей к хоровой деятельности, развивают и стимулируют способности и являются критерием творческого роста коллектива.
Для повышения художественно-технического уровня хора необходима индивидуальная работа с каждым из его участников, где не только проверяется и совершенствуется уровень певческих навыков и умений, но (что важнее) индивидуальный подход помогает налаживанию дружбы и взаимного доверия учителя и ученика.
Есть у меня группа сольного пения, где проводится работа с детьми, обладающими ярко выраженными вокальными данными. Заниматься в этой группе считается очень престижным среди ребят. Попасть в солисты стремятся все, и порой бывает трудно выбрать одного солиста, не обидев остальных желающих.
Дети приходят в хор учиться хоровому пению и получать при этом эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями и от их исполнения, от общения с руководителем хора и со своими сверстниками-единомышленниками. Дети вокально-хоровой студии очень любят и стремятся выступать, поэтому я стараюсь больше уделять внимания концертной и конкурсной деятельности. Праздничность концертной обстановки вызывает у детей интерес и большое желание выступать перед публикой, являясь колоссальным стимулом и мотивацией для дальнейшего обучения. На вокальных конкурсах разного уровня воспитанники студии получают Дипломы, чем очень гордятся.
Праздники и учебные будни, музыкальные вечера, совместные посещения концертов, конкурсы и поездки – все служит цели сплочения нашего коллектива и еще раз доказывает, что хоровое пение является важнейшей формой музыкального воспитания молодого поколения.