Ольга Сарайкина
Методические рекомендации по образовательной деятельности педагогов, родителей и детей младшей группы по теме «Насекомые»
Уважаемые родители, предлагаю Вам обучающий материал по теме «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о насекомых.
Родителям рекомендуется:
1. Рассмотреть с ребенком насекомых (пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар)
2. Обсудить их внешний вид, выделить части тела: голову, крылья, брюшко, усики, лапки. Рассказать ребенку о том, что одни насекомые летают, а другие только ползают.
Публикация «Методические рекомендации по образовательной деятельности педагогов, родителей и детей младшей группы по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
3. Расскажите ребенку, какую пользу (вред) приносят насекомые, объясните ребенку о пользе каждого.
4. Речевые игры
1.«Назови ласково»: паук – паучок, комар –, таракан –, пчела –,
жук –, стрекоза – …
2.«Насекомые-великаны»: употребление слов с увеличительными оттенками. Паук – паучище, жук – жучище, муравей –, комар – …
3. «Кто как передвигается?» Составление предложений со значением противопоставления. Ребенок не только подбирает нужное слово, но и повторяет предложение целиком.
Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Бабочка летает, а улитка …
Жук ползает, а стрекоза …
4. Загадайте ребенку загадки и выучите по выбору:
— Одежды не шью, а ткать – тку. (паук)
— Осенью в щель забьется, а весной – проснется. (муха)
— Как называется дом муравьев? (муравейник).
— Очень тоненько жужжит и над нами он кружит.
— Берегись и млад, и стар: кровь у всех сосет… (комар).
— У воды она летает, насекомых ртом хватает,
— Есть огромные глаза, с телом длинным… (стрекоза).
5. Прочитайте стихотворение «Скучать некогда»
Села пчелка на цветок, опустила хоботок.
Подлетает к ней комар: — Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!
Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший муравьи возводят дом!
6. Поиграйте с ребенком в пальчиковые игры
7. Непосредственно-образовательная деятельность
Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Тема: «Бабочка»
Цель: формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания
Спросите у ребенка, нравятся ли ему чудеса? Затем расскажите про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (обратите внимание ребенка на схему)
Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.
Физминутка
«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком.)
После физминутки попросите ребенка назвать этапы развития бабочки.
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Божья коровка»
Уважаемые родители для работы вам понадобится: листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет, гуашь красного и черного цвета, непроливайка с водой, кисточка, ватные палочки, салфетки для рук.
Расскажите для начала ребенку для начала рассказ Андрея Усачева «Божья коровка»
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
- Да ты просто красный жук, - вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
Предложите ребенку помочь божьей коровке найти черные пятнышки. Мы сейчас с тобой нарисуем божью коровку с черными пятнашками. Но сначала сделайте физкультминутку.
Физкультминутка «Божьи коровки».
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы (наклоны!
И кушать мы давно хотим (гладим животик…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места!
Скажите ребенку о том, что нужно нарисовать на зеленом листочке (показ листочка) божью коровку. Вот такую. (Показ выполненного рисунка-образца).
Спинка у божьей коровки какой формы? Круглой. А какого цвета? Красного. Красную спинку удобно рисовать кисточкой.
Закрашивая спинку, помните, что кистью нужно водить легко, только в одну сторону.
Затем кисточку тщательно промойте в одной воде, прополощите в другой и обмакните ворс кисточки о салфетку. Мы рисуем гуашевой краской, а она не любит лишнюю воду. Теперь обмакните ворс кисточки в черную краску и нарисуйте голову божьей коровки-полукруг. Закрасьте его.
Нарисуйте на голове усики. Сколько их? Два усика — две маленькие прямые линии. Спинку Божьей коровки разделим пополам линией черного цвета. Ведите линию самым кончиком ворса кисточки.
Какого цвета у Божьей коровки точечки? Черного? Сколько их? Шесть. Чем будет удобнее рисовать точечки? Ватной палочкой.
Нарисуйте три точечки с одной стороны и три с другой.
Обязательно похвалите ребенка за выполненную работу!
Художественно-эстетическое развитие (лепка)
Тема: «Гусеница»
Уважаемые родители работу по лепке проведите по ссылке.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=90&v=JMaZ05Z8Sp8&feature=emb_logo
Речевое развитие (развитие речи)
Тема «Насекомые»
Цель: совершенствовать слуховое внимание; совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;
Предложите ребенку поиграть в игры «Громко — шепотом», «Быстро — медленно» Скажите, что к вам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе с ребенком:
«Са-са-са — прилетела к нам оса».
Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).
— Су-су-су — мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са —. (там летит оса, «Су-су-су —. (как прогнать осу?», «я боюсь осу»).
Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуйтесь чистоговорками.
За-за-за- на поляне стрекоза.
Сы-сы-сы- у бабочки усы.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.
Жу-жу-жу-я жука в руках держу.
Покажите ребенку картинки и обратите внимание на то, что муравей и жучок — насекомые. У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых. «Бабочка, муха, паук, комар — это насекомые».
Пусть ребенок повторит слово «насекомые» вместе свами и индивидуально. А теперь проведите физминутку и отдохните.
Физ. минутка
«Бабочка»
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
За день, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!
Описание движений
(Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком)
Упражнение «Насекомые над лугом»
Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за взрослым.
Жу-жу-жу,- жужжит пчела: Дети поднимают руки в стороны и
-Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.
-Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные
пальцы вперед.
-Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит,пыльцу повёз.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.
Я любого разбужу».
Познавательное развитие (математика)
Тема: «Повторение и закрепление пройденного материала»
Задачи: закреплять умение находить и показывать количество предметов: много, поровну, столько- сколько, столько же; умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; закреплять умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.