Алёна Бутылина
Методические рекомендации по ФЭМП у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
В специальной литературе отмечаются следующие особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью:
- отсутствие интереса к выполнению математических заданий,
- нецеленаправленность действий,
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
- низкий уровень самостоятельности,
- недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности,
- слабое внимание к содержанию заданий.
Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерны своеобразные особенности количественных представлений и решения арифметических задач. Наиболее несформированными у данной категории детей оказываются пространственные представления и представления о времени. Поступая в школу, дети с интеллектуальной недостаточностью оказываются неготовыми к освоению системного курса школьных дисциплин, в том числе математики, чем и обусловлена необходимость создания специальных условий и проведения работы по подготовке дошкольников с интеллектуальной недостаточностью к обучению математике в школе.
Важнейшим условием успешности проведения коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности является выявление и раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребёнка на основе его всестороннего изучения. Оно обеспечивается проведением комплексного психолого-педагогического обследования, которое является обязательным элементом педагогического процесса. Проведение двух-трёх контрольных срезов в течение учебного года даёт возможность отслеживать динамику в развитии каждого ребёнка и вносить коррективы в в содержание реализуемых программ.
Проведённый анализ результатов психолого-педагогического обследования элементарных математических представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития позволил определить направления работы по формированию у детей данной группы готовности к обучению математике.
Особое внимание стоит уделить решению арифметических задач. Необходимо развивать у детей умение выполнять различные операции с множествами и арифметические действия (сложение и вычитание, а также на основе различных смоделированных ситуаций составлять примеры с помощью цифр и знаков. Это будет способствовать лучшему пониманию дошкольниками смысла арифметических задач и формированию умения находить способ их решения. Для развития умения решать разнообразные по содержанию задачи, а также составлять арифметические задачи, следует предлагать детям различные ситуации, по которым можно составить задачи, обыгрывать их, использовать при этом различные предметы, соотносить реальные ситуации с иллюстрациями, тем самым обогащая опыт дошкольников.
В рамках работы по развитию пространственных представлений основной акцент следует сделать на побуждении дошкольников к использованию в своей речи словесных обозначений пространственных отношений и развитию умения различать правую и левую стороны. Кроме этого, необходимо учить детей определять месторасположение предметов, изображённых на картинке по отношению друг к другу. Также можно предложить детям игры, в процессе которых будет развиваться умение ориентироваться в расположении предметов по отношению друг к другу и направлениях движения; задания, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
С детьми данной группы необходимо проводить работу по формированию представлений о таких признаках величины предметов, как высокий и низкий, длинный и короткий, широкий и узкий, толстый и тонкий. Для того, чтобы дети могли самостоятельно выделять и называть эти признаки предметов, важно обращать внимание дошкольников на различия в величине предметов, а также как можно чаще использовать слова, обозначаются эти различия, предлагать сравнить предмет по размеру с несколькими другими предметами. Эту работу можно проводить во время режимных моментов, прогулки и наблюдения за окружающим миром, в процессе игр, изобразительной деятельности, конструирования, выполнения специальных заданий.
Работа по формированию представлений о времени может быть продолжена в процессе ведения календаря, в котором дети совместно со взрослым могут отмечать время года и погодные явления, дни недели и предстоящие события. Кроме этого, может быть составлен наглядный режим дня, на который взрослый будет обращать внимание детей, указывая при этом на время суток.
Несмотря на то, что из всех элементарных математических представлений представления о форме у обследованных дошкольников оказались наиболее сформированными, необходимо проводить работу по формированию у детей представлений о геометрических телах: брусе, конусе, цилиндре и треугольной призме. Главным образом, такая работа может осуществляться в процессе конструирования, а также соотнесения геометрических тел с формой реальных объектов.
Ниже будут представлены рекомендации для родителей, как они могут организовать совместную деятельность с ребёнком, чтобы в процессе этой деятельности происходило закрепление и развитие элементарных математических представлений будущего первоклассника. Для развития представлений о времени взрослые вместе с ребёнком могут начать вести календарь, а также составить режим дня. Закреплению остальных элементарных математических представлений будет способствовать проведение в течение дня различных игр и выполнение занимательных упражнений.
Игры и упражнения, направленные на закрепление представлений о форме
«Какая постройка рассыпалась?»
Цель: развивать внимание, мышление, умение узнавать и называть геометрические тела (конус, цилиндр, брус, треугольная призма).
Оборудование: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками, строительный материал, из которого эти постройки можно сделать.
Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком строительный материал и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда ребёнок начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.
Инструкция: «Посмотри, здесь было что-то построено, но подул сильный ветер и всё сломалось. Но остались рисунки этих построек. Посмотри внимательно, что могло быть построено из этих деталей? Как называются эти детали?».
«Сопоставь»
Цель игры: развивать умение узнавать и называть геометрические тела (конус, цилиндр, брус, треугольная призма, соотносить их с формой реальных объектов (колпак, воланчик, ведро, банка, кирпич, хлеб, крыша).
Оборудование: картинки с изображением геометрических тел и реальных предметов.
Ход игры. Ребёнку предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др., на другом реальные предметы, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет.
Инструкция: Посмотри, что ты видишь на картинках? Назови геометрические фигуры. На какую фигуру похож хлеб?».
Игры и упражнения, направленные на закрепление представлений о величине
«Кто скорее свернёт ленту»
Цель: обратить внимание ребёнка на длину, учить использовать в речи слова «длинный», «короткий».
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная, а другая короткая.
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку поиграть. Себе берёт длинную, ребёнку даёт короткую ленту и просит предположить, кто первый свернет свою ленту. Затем взрослый с ребёнком меняются лентами. Теперь выигрывает взрослый. После этого взрослый раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна ребёнку, предлагает сравнить их по величине, назвать, делает обобщение. Игра может проводиться и с большим количеством участников.
Инструкция: «Давай поиграем! Мы будем с тобой сворачивать ленты. Как думаешь, кто быстрее свернёт ленту? Теперь давай поменяемся. Посмотри, ленты одинаковые по размеру? Одна лента короткая, другая – длинная. Короткая лента сворачивается быстро, а длинная медленно».
«Кто какого роста?»
Цель: учить понимать относительность высоты предмета; обратить внимание на слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже».
Оборудование: зеркало.
Ход игры. Стоя вместе с ребёнком перед зеркалом, взрослый просит сказать, кто из них высокий, а кто низкий. К участию в игре можно привлечь других детей и взрослых, чтобы показать относительность высоты, а также сравнить по росту несколько человек.
Инструкция: «Посмотри, кто из нас высокий, а кто низкий? А теперь встань вместе с Машей, кто выше, кто ниже? Кто выше, мама или папа?»
«Спрячься за деревом»
Цель: обратить внимание ребёнка на толщину, учить использовать в речи слова «толстый», «тонкий».
Ход игры. Игра проводится во время прогулки. Взрослый привлекает внимание ребёнка к двум деревьям: одно с толстым стволом, другое с тонким; и предлагает попробовать спрятаться за каждым из них. Затем взрослый предлагает предположить, почему за одним деревом можно спрятаться, а за другим нет. Если ребёнок затрудняется дать ответ, можно предложить по очереди обнять каждое дерево и сделать вывод о их толщине.
Инструкция: «Давай поиграем! Нужно попробовать спрятаться вот за этими деревьями. Получилось спрятаться? Как ты думаешь, почему за этим деревом нельзя спрятаться? Давай попробуем обнять дерево. Это дерево можно легко обнять, оно узкое, и за ним не получилось спрятаться. А это дерево не получается полностью обнять, оно широкое, за ним можно легко спрятаться».
Игры и упражнения, направленные на закрепление пространственных представлений
«Найди игрушки»
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями взрослого, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Оборудование: разные игрушки
Ход игры. Ребёнку сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку. Ребёнок также может выступать и в роли ведущего, направляя взрослого. Эта игра может быть проведена во время празднования дня рождения, при этом именинник ищет подарок.
Инструкция: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки. Они уже спрятались. Сейчас я буду говорить, куда тебе надо идти. Если ты будешь всё правильно выполнять, то найдёшь игрушки».
«Я еду на машине»
Цель: формировать представления о направлениях движения.
Оборудование: лист А3, маленькие машинки и домики.
Ход игры. Ребёнок, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Взрослый с ребёнком могут меняться местами.
Инструкция: «В правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в магазин. Он находится в левом нижнем углу, а после магазина мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу».
«Наоборот»
Цель: закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый и ребёнок садятся напротив друг друга. Взрослый произносит слово и бросает ребёнку мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч взрослому. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый произносит нужное слово.
Инструкция: «Давай поиграем! Я буду тебе кидать мяч и говорить слова. Тебе нужно будет сказать наоборот и бросить мне мяч. Вверх, назад».
Игры и упражнения, направленные на закрепление количественных представлений
«Весёлый счет»
Цель: развивать навык порядкового счёта.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч и говорит число, а ребенок, который ловит его, должен назвать два соседних числа.
«Математические классики»
Цель: закреплять знание цифр.
Оборудование: мелки.
Ход игры. Игра проводится во время прогулки. Взрослый чертит с помощью мелков квадрат 3 на 3 клетки, в каждой клетке по цифре от 1 до 9. Затем взрослый дает инструкции, куда двигаться ребенку (вправо, влево или вперед, а ребенок должен прыгнуть на эту клетку и назвать её цифру.
«Сделай столько же движений»
Цель: закреплять навык порядкового счёта, развивать умение устанавливать взаимное соответствие между элементами множеств.
Оборудование: музыкальный инструмент: бубен или барабан (можно хлопать в ладоши)
Ход игры. Взрослый предлагает поиграть. Объясняет, что нужно будет выполнить столько движений, сколько раз он ударит в барабан (бубен) или хлопнет в ладоши. Взрослый предлагает выполнить несложные упражнения. Взрослый и ребёнок могут меняться ролями.
Инструкция: «Давай поиграем! Я буду хлопать в ладоши, и мы будем выполнять столько движений, сколько раз я хлопну. Сейчас нам нужно будет попрыгать на одной ноге. Сколько раз я хлопнула? Значит, сколько раз мы подпрыгнем?»
«Чудесный стаканчик»
Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов, выполнять действия сложения и вычитания.
Оборудование: 5 стаканчиков (может быть меньше) из-под йогуртов, небольшие игрушки, помещающаяся в стаканчик.
Ход игры: на каждый стаканчик наклеить цифру, положить соответствующее количество игрушек, попросить ребёнка отвернуться. За это время изменить количество игрушек в стаканчиках. Ребёнок поворачивается и определяет, в каких стаканчиках изменилось количество игрушек. После этого взрослый предлагает исправить ошибки.
Инструкция: «Посмотри, какие цифры на стаканчиках. Сколько игрушек в стаканчике? Сейчас ты отвернёшься, а я уберу или добавлю игрушки. Тебе нужно будет определить, что изменилось. Сколько в этом стаканчике игрушек? А какая цифра на стаканчике? Что нужно сделать?».
«Сосчитай кегли»
Цель: закреплять навык пересчёта предметов, выполнять действия сложения и вычитания.
Оборудование: кегли, мяч.
Ход игры. Взрослый ставит кегли и предлагает ребёнку их посчитать. Затем ребёнок мячом сбивает кегли. После этого взрослый предлагает ещё раз посчитать, сколько кеглей стоит, вспомнить, сколько стояло до этого, подумать, почему так получилось. Ребёнок с взрослым считает, сколько кеглей упало, поднимет их по одной, прибавляя к тем, которые стоят.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем, будем сбивать кегли мячом. Сколько сейчас стоит кеглей? Кати мяч! Сколько теперь кеглей стоит? А сколько стояло до этого? Почему раньше было больше? Сколько кеглей упало? Давай их поднимем. Поднимай по одной и считай».
Список литературы
1. Азбукина В. С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / под ред. Н. Г. Морозовой. – М. : Изд-во АПН СССР, 1976. – С. 28-33.
2. Баряева Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 287 с.
3. Зарин А. Карта развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. – СПб., 2017. – 48 с.
4. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с проблемами развития: учебно-методическое пособие. – ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. – 320 с.
5. Капустина Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1998. – №2. – С. 23-28.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
7. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для учителя / В. В. Эк. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2005. – 221 с.