Тамара Михайловна
Методические рекомендации по формированию у детей с ОВЗ понимания и употребления в речи простых и сложных предлогов
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодная диагностика детей с ОВЗ показывает, что они зачастую не понимают значение предлогов и большая часть детей не употребляет их в речи, либо допускает искажение, замену их.
Задача педагогов помочь детям понять значение и правила употребления наиболее часто встречающихся в русском языке предлогов.
Публикация «Методические рекомендации по формированию у детей с ОВЗ понимания и употребления в речи простых и сложных предлогов» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работу с предлогами следует проводить в определенной последовательности. Необходимо продумать систему мероприятий по формированию предлогов во всех видах деятельности.
Значение предлогов :
С – движение вниз
ИЗ – движение предмета из границ чего-либо;
У – нахождение предмета рядом с чем-либо;
ЗА – нахождение предмета позади другого предмета;
НАД – нахождение предмета вверху, над чем-то;
ПОД – нахождение предмета внизу под чем-то, и т. д.
Работа ведется начиная со старшей группы. За первый год обучения дети должны овладеть предлогами :
НА ПОД В У НАД
ИЗ К ОТ ЗА ОКОЛО (после постановки звуков «З», «Л»)
Дается понятие – маленькое слово.
Во второй год обучения можно ввести понятие – предлог.
Предлоги, рекомендуемые к овладению в подготовительной группе:
С (СО) ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА
МЕЖДУ ЧЕРЕЗ ПЕРЕД (после постановки звуков «Ж», «Р»)
Следует проводить дифференциацию предлогов, которые дети путают.
Специфические ошибки в употреблении предлогов :
• - пропуски – «положил… карман»
• - замена ИЗ-ПОД на ПОД – «достал под шкафом»
• - искажение НА – А – «лежит а столе»
Условия необходимые для формирования предлогов.
- У детей должно быть сформированы понятия «слово», «предложение», «маленькое слово».
- Ребенок должен овладеть ориентировкой в пространстве.
- Овладеть первым этапом развития фонематического слуха, внимания.
Схемы, используемые в работе с предлогами.
- НА - С (СО)
- ПОД - ИЗ-ПОД
- ЗА - ИЗ-ЗА
- В -МЕЖДУ
- НАД - ЧЕРЕЗ
- У, ОКОЛО - ПЕРЕД
- ИЗ
- К
-ОТ
Методические приемы :
1) Демонстрация действия.
Вначале предлагается выполнить действие – «Положи мяч…стул». Педагог может произнести фразу без предлога, привлечь внимание детей к анализу фразы (что то не так)
Обговорить с детьми: - «Что не так?»
Затем дети выполняют действия:
«Положи мяч на стул»
«Положи мяч на стол» (до 10 действий).
2) Демонстрация действия + схематический рисунок
3) Демонстрация действия + схематический рисунок + проговаривание
Этапы работы.
1. Составление предложений по демонстрируемому действию с выделением предлогов голосом и вопросом.
2. Объяснение с уточнением пространственного расположения.
3. Составление предложений по сюжетной картине (с заданным предлогом).
4. Составление предложения и выделение предлога в условиях наглядной ситуации. Ребенок по заданию логопеда (на ухо) выполняет задание, а другие составляют предложение.
5. Выделение предлога в коротком стихотворении:
«Уронили мишку на пол…»
«Падал снег на порог…»
6. Выделение предлога в рассказе
«Дети дежурили. Маша постелила на стол скатерть. Оля поставила на стол хлебницу и салфетки.
7. Составление предложения по 2-3 опорным словам: кукла, диван; бабушка, кресло, сидит.
Дети: Кукла на диване. Бабушка сидит на кресле.
Ваза на столе. Клубок упал на пол.
8. Составление предложения по картине + схема предлога
9. Исправление ошибок в предложении.
«Кот сидит в диване».
«Уронили мишку за пол».
«Чнрепаха вылезла под кровать».
10. Включение пропущенного предлога в предложение :
«Автомобиль подъехал … дому».
11. Составление предложения по схеме предлога и теме. (Домашние животные).
– Кот залез в коробку.
– Собака лежит под лавкой
12. Составление предложения с предлогом противоположного значения.
НА С
Ключи лежат на столе.
Ключи упали со стола.
В ИЗ
Конфета лежит в коробке.
Конфету взяли из коробки.
К ОТ
Мяч подкатился к шкафу.
Мяч откатился от шкафа.
Игровые приемы:
«Игра с солнечным зайчиком» (зеркало)
"Скачет зайчик по стене -На что прыгнул зайчик?
и подмигивает мне -На стену.
-На дверь.
-На стол.
-На пол.
- На кого прыгнул зайчик?
- На Лену, на Сашу.
- На Алана.
- На Марину Владимировну
Словесные приемы:
Во дворе на скамейке сидели птицы: воробей, сорока, синица. Сидели спорили, кто самый смелый. Вдруг откуда ни возьмись, кот Васька… Сорока взлетела и села …. (на забор, синица – … (на дерево, а воробей – … (на крышу).
Кто самый смелый?
Можно в помощь детям дать картинки с изображением:
птицы + дерево, домик, забор.
Дети пересказывают текст и располагают птиц.
Аня вечером не убрала свои игрушки. Ночью игрушки решили подшутить над Аней. Кукла спряталась под стол, мяч прыгнул в вазу, заяц залез ботинок, пирамидка закатилась за шкаф.
Дети пересказывают текст с опорой на картинки +схемы предлогов.
Использование стихотворных текстов.
Отрывок из стихотворения С. Я. Маршака"Мой мяч"
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул-
Вот и все!
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке.
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Результативность работы зависит от умения педагога превратить обучение в игру, от стимулирования и поощрения детей.
Ожидаемый результат: к концу пребывания в ДОУ дети с ОВЗ владеют большей частью предлогов, могут самостоятельно и безошибочно употреблять их в речи.