Лучший педагог года

Методические рекомендации по формированию у детей с ОВЗ понимания и употребления в речи простых и сложных предлогов

Тамара Михайловна
Методические рекомендации по формированию у детей с ОВЗ понимания и употребления в речи простых и сложных предлогов
▼ Скачать + Заказать документы

Ежегодная диагностика детей с ОВЗ показывает, что они зачастую не понимают значение предлогов и большая часть детей не употребляет их в речи, либо допускает искажение, замену их.

Задача педагогов помочь детям понять значение и правила употребления наиболее часто встречающихся в русском языке предлогов.

Публикация «Методические рекомендации по формированию у детей с ОВЗ понимания и употребления в речи простых и сложных предлогов» размещена в разделах

Работу с предлогами следует проводить в определенной последовательности. Необходимо продумать систему мероприятий по формированию предлогов во всех видах деятельности.

Значение предлогов :

С – движение вниз

ИЗ – движение предмета из границ чего-либо;

У – нахождение предмета рядом с чем-либо;

ЗА – нахождение предмета позади другого предмета;

НАД – нахождение предмета вверху, над чем-то;

ПОД – нахождение предмета внизу под чем-то, и т. д.

Работа ведется начиная со старшей группы. За первый год обучения дети должны овладеть предлогами :

НА ПОД В У НАД

ИЗ К ОТ ЗА ОКОЛО (после постановки звуков «З», «Л»)

Дается понятие – маленькое слово.

Во второй год обучения можно ввести понятие – предлог.

Предлоги, рекомендуемые к овладению в подготовительной группе:

С (СО) ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА

МЕЖДУ ЧЕРЕЗ ПЕРЕД (после постановки звуков «Ж», «Р»)

Следует проводить дифференциацию предлогов, которые дети путают.

Специфические ошибки в употреблении предлогов :

• - пропуски – «положил… карман»

• - замена ИЗ-ПОД на ПОД – «достал под шкафом»

• - искажение НА – А – «лежит а столе»

Условия необходимые для формирования предлогов.

- У детей должно быть сформированы понятия «слово», «предложение», «маленькое слово».

- Ребенок должен овладеть ориентировкой в пространстве.

- Овладеть первым этапом развития фонематического слуха, внимания.

Схемы, используемые в работе с предлогами.

- НА - С (СО)

- ПОД - ИЗ-ПОД

- ЗА - ИЗ-ЗА

- В -МЕЖДУ

- НАД - ЧЕРЕЗ

- У, ОКОЛО - ПЕРЕД

- ИЗ

- К

-ОТ

Методические приемы :

1) Демонстрация действия.

Вначале предлагается выполнить действие – «Положи мяч…стул». Педагог может произнести фразу без предлога, привлечь внимание детей к анализу фразы (что то не так)

Обговорить с детьми: - «Что не так?»

Затем дети выполняют действия:

«Положи мяч на стул»

«Положи мяч на стол» (до 10 действий).

2) Демонстрация действия + схематический рисунок

3) Демонстрация действия + схематический рисунок + проговаривание

Этапы работы.

1. Составление предложений по демонстрируемому действию с выделением предлогов голосом и вопросом.

2. Объяснение с уточнением пространственного расположения.

3. Составление предложений по сюжетной картине (с заданным предлогом).

4. Составление предложения и выделение предлога в условиях наглядной ситуации. Ребенок по заданию логопеда (на ухо) выполняет задание, а другие составляют предложение.

5. Выделение предлога в коротком стихотворении:

«Уронили мишку на пол…»

«Падал снег на порог…»

6. Выделение предлога в рассказе

«Дети дежурили. Маша постелила на стол скатерть. Оля поставила на стол хлебницу и салфетки.

7. Составление предложения по 2-3 опорным словам: кукла, диван; бабушка, кресло, сидит.

Дети: Кукла на диване. Бабушка сидит на кресле.

Ваза на столе. Клубок упал на пол.

8. Составление предложения по картине + схема предлога

9. Исправление ошибок в предложении.

«Кот сидит в диване».

«Уронили мишку за пол».

«Чнрепаха вылезла под кровать».

10. Включение пропущенного предлога в предложение :

«Автомобиль подъехал … дому».

11. Составление предложения по схеме предлога и теме. (Домашние животные).

– Кот залез в коробку.

– Собака лежит под лавкой

12. Составление предложения с предлогом противоположного значения.

НА С

Ключи лежат на столе.

Ключи упали со стола.

В ИЗ

Конфета лежит в коробке.

Конфету взяли из коробки.

К ОТ

Мяч подкатился к шкафу.

Мяч откатился от шкафа.

Игровые приемы:

«Игра с солнечным зайчиком» (зеркало)

"Скачет зайчик по стене -На что прыгнул зайчик?

и подмигивает мне -На стену.

-На дверь.

-На стол.

-На пол.

- На кого прыгнул зайчик?

- На Лену, на Сашу.

- На Алана.

- На Марину Владимировну

Словесные приемы:

Во дворе на скамейке сидели птицы: воробей, сорока, синица. Сидели спорили, кто самый смелый. Вдруг откуда ни возьмись, кот Васька… Сорока взлетела и села …. (на забор, синица – … (на дерево, а воробей – … (на крышу).

Кто самый смелый?

Можно в помощь детям дать картинки с изображением:

птицы + дерево, домик, забор.

Дети пересказывают текст и располагают птиц.

Аня вечером не убрала свои игрушки. Ночью игрушки решили подшутить над Аней. Кукла спряталась под стол, мяч прыгнул в вазу, заяц залез ботинок, пирамидка закатилась за шкаф.

Дети пересказывают текст с опорой на картинки +схемы предлогов.

Использование стихотворных текстов.

Отрывок из стихотворения С. Я. Маршака"Мой мяч"

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул-

Вот и все!

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке.

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

На дверях висел

Замок.

Взаперти сидел

Щенок.

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

Кот остался без хвоста.

Результативность работы зависит от умения педагога превратить обучение в игру, от стимулирования и поощрения детей.

Ожидаемый результат: к концу пребывания в ДОУ дети с ОВЗ владеют большей частью предлогов, могут самостоятельно и безошибочно употреблять их в речи.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию у детей с ОВЗ понимания и употребления в речи простых и сложных предлогов
Опубликовано: 6 марта 2020 в 12:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию у детей с ОВЗ понимания и употребления в речи простых и сложных предлогов» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД