МААМ-картинки

Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста

Горбова Наталья
Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Ставрополя

Методические рекомендации для проведения занятий с детьми,

их родителями, педагогами по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Н. М. Горбова

Нам не надо предугадать

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Ф. И. Тютчев

Темочки:

Одна из ключевых задач современного образования - становление основ информационной культуры детей.

Дошкольное детство - период начальной социализации "растущего человека" (термин Д. И. Фельдштейна, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения ребенка к огромному миру общечеловеческой культуры. Дети нуждаются в доступной, понятной и необходимой информации, благодаря которой они получают представление о мире, учатся мыслить и анализировать, развивают свои способности, память, воображение, речь. Источниками информации являются детские книги и журналы, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры, общение с близкими взрослыми и другими детьми. За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности россиян компьютерами и подключения в рамках национального проекта практически всех образовательных организаций к Интернету, пользовательская активность российских детей резко возросла. В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, особое значение приобретает информационная безопасность детей.

Глобальная компьютеризация, помимо несомненного социокультурного процесса, вызвала ряд серьезных проблем. Прежде всего, заметную потерю интереса к чтению и, как следствие, снижение уровня общей грамотности.

Потоки низкопробной видеопродукции, некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции привели к утрате основных человеческих ценностей - доброты, милосердия, дружбы, честности, трудолюбия, ответственности. Даже взрослому человеку в условиях цифровой реальности приходится учиться критически оценивать информацию.

Поэтому, уже на первом уровне образования важно создавать оптимальные условия для приобщения детей к информационной культуре и безопасности.

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29 декабря 2010 года устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно - телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей, как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Принят также Федеральный закон Российской Федерации № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 21 июля 2011 года, направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

Культура информационной безопасности - система социокультурных норм, взглядов, установок, представлений и практических умений, характеризующих ценностное отношение человека к информации, источникам и способам ее получения. Именно, отношение оценивающего и рефлексирующего человека к окружающему миру и самому себе составляет суть любой культуры т. ч. информационной безопасности.

Информационная культура

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней человеческой культуры, связанную с информационными аспектами жизни людей: значением информации в жизни человека и общества; источниками и способами ее получения; способами освоения, хранения, трансляции и применения в различных ситуациях. Роль этих аспектов в информационном обществе постоянно возрастает. В настоящее время количество и разнообразие информационных потоков вокруг каждого человека столь велико и разнообразно, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в этих потоках, управлять ими в соответствии с той или иной ситуацией. Иначе человек не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, не сможет принять ситуацию значительного увеличения числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг, следовательно, не сможет быть успешным в этой ситуации.

Сегодня существует множество определений информационной культуры.

В широком смысле, информационная культура рассматривается и изучается, как совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий (совокупный, универсальный) опыт человечества.

В узком смысле, информационная культура понимается, как система оптимальных способов обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э. П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Обычно выделяют следующие уровни реализации информационной культуры :

- когнитивный уровень (знания, умения, опыт);

- эмоционально - ценностный (установки, оценки, отношения);

- поведенческий (реальное и потенциальное поведение, деятельность человека).

Информационная безопасность

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Информационная безопасность может интерпретироваться, как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным и информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Пословицы о слове

Слово толковое стоит целкового.

Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.

Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото.

Бритва скребет, а слово режет.

Ласковое слово, что весенний, теплый день.

В долгих речах и короткого толку нет.

Воздух словами не наполнить.

В умной беседе ума набраться, в глупой - свой растерять.

Говори меньше, думай больше.

Не по словам судят, а по делам.

Добрые слова дороже любого богатства.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

До слова - крепись, дал слово - держись.

Лучше не досказать, чем лишнего пересказать.

Любишь говорить, люби и других слушать.

На словах медок, а в сердце ледок.

На чужой роток не накинешь платок.

Сказал бы словечко да волк недалечко.

Лишнее слово в грех вводит.

Про доброе дело говори смело.

Полно лясы точить, пора голенища строчить.

Умный человек слово на ветер не пустит.

Хорошее слово - половина дела.

Худое слово и сладким медом не запьешь.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат»Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат» Цель дидактической игры: раскрытие источника угроз, которые несёт всемирная сеть. Дидактические задачи: -повысить уровень осведомленности.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу»Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Цель: формировать понятие о пользе и вреде.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 18:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Горбова Наталья (УИ 2518725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД