Горбова Наталья
Методические рекомендации по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Ставрополя
Методические рекомендации для проведения занятий с детьми,
их родителями, педагогами по формированию основ культуры, информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Н. М. Горбова
Нам не надо предугадать
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Ф. И. Тютчев
Темочки:
Одна из ключевых задач современного образования - становление основ информационной культуры детей.
Дошкольное детство - период начальной социализации "растущего человека" (термин Д. И. Фельдштейна, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения ребенка к огромному миру общечеловеческой культуры. Дети нуждаются в доступной, понятной и необходимой информации, благодаря которой они получают представление о мире, учатся мыслить и анализировать, развивают свои способности, память, воображение, речь. Источниками информации являются детские книги и журналы, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры, общение с близкими взрослыми и другими детьми. За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности россиян компьютерами и подключения в рамках национального проекта практически всех образовательных организаций к Интернету, пользовательская активность российских детей резко возросла. В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, особое значение приобретает информационная безопасность детей.
Глобальная компьютеризация, помимо несомненного социокультурного процесса, вызвала ряд серьезных проблем. Прежде всего, заметную потерю интереса к чтению и, как следствие, снижение уровня общей грамотности.
Потоки низкопробной видеопродукции, некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции привели к утрате основных человеческих ценностей - доброты, милосердия, дружбы, честности, трудолюбия, ответственности. Даже взрослому человеку в условиях цифровой реальности приходится учиться критически оценивать информацию.
Поэтому, уже на первом уровне образования важно создавать оптимальные условия для приобщения детей к информационной культуре и безопасности.
Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29 декабря 2010 года устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно - телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей, как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Принят также Федеральный закон Российской Федерации № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 21 июля 2011 года, направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.
Культура информационной безопасности - система социокультурных норм, взглядов, установок, представлений и практических умений, характеризующих ценностное отношение человека к информации, источникам и способам ее получения. Именно, отношение оценивающего и рефлексирующего человека к окружающему миру и самому себе составляет суть любой культуры т. ч. информационной безопасности.
Информационная культура
Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней человеческой культуры, связанную с информационными аспектами жизни людей: значением информации в жизни человека и общества; источниками и способами ее получения; способами освоения, хранения, трансляции и применения в различных ситуациях. Роль этих аспектов в информационном обществе постоянно возрастает. В настоящее время количество и разнообразие информационных потоков вокруг каждого человека столь велико и разнообразно, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в этих потоках, управлять ими в соответствии с той или иной ситуацией. Иначе человек не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, не сможет принять ситуацию значительного увеличения числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг, следовательно, не сможет быть успешным в этой ситуации.
Сегодня существует множество определений информационной культуры.
В широком смысле, информационная культура рассматривается и изучается, как совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий (совокупный, универсальный) опыт человечества.
В узком смысле, информационная культура понимается, как система оптимальных способов обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э. П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
Обычно выделяют следующие уровни реализации информационной культуры :
- когнитивный уровень (знания, умения, опыт);
- эмоционально - ценностный (установки, оценки, отношения);
- поведенческий (реальное и потенциальное поведение, деятельность человека).
Информационная безопасность
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Информационная безопасность может интерпретироваться, как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным и информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Пословицы о слове
Слово толковое стоит целкового.
Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.
Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото.
Бритва скребет, а слово режет.
Ласковое слово, что весенний, теплый день.
В долгих речах и короткого толку нет.
Воздух словами не наполнить.
В умной беседе ума набраться, в глупой - свой растерять.
Говори меньше, думай больше.
Не по словам судят, а по делам.
Добрые слова дороже любого богатства.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
До слова - крепись, дал слово - держись.
Лучше не досказать, чем лишнего пересказать.
Любишь говорить, люби и других слушать.
На словах медок, а в сердце ледок.
На чужой роток не накинешь платок.
Сказал бы словечко да волк недалечко.
Лишнее слово в грех вводит.
Про доброе дело говори смело.
Полно лясы точить, пора голенища строчить.
Умный человек слово на ветер не пустит.
Хорошее слово - половина дела.
Худое слово и сладким медом не запьешь.