Светлана Афанасьева
Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы, и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Публикация «Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
I этап. Узнавание неречевых звуков.
В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Предложить ребенку послушать звуки за окном. Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? (люди, Кто смеется? (женщина).
Какие звуки доносятся из группы? Какие звуки доносятся из коридора?
Далее проводятся игры.
Приведем описание нескольких игр.
1. «Найди игрушку».
Логопед вызывает водящего и когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.). Водящий должен найти, ориентируясь на силу удара в барабан. Если близко – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Нужно! – чтобы сила звуков менялась постепенно: от громких к звукам средней силы и тихим.
( Аналогично: с бубном, колокольчиком, хлопки в ладоши).
2. «Узнай по голосу».
Логопед выставляет некоторых животных и птиц на столе. Предварительно назвать их. Предлагает узнать по голосу.
- Кто подавал голос? (Логопед подражает голосом сначала сам, затем кто-то из детей за водящего).
(Корова, лошадь, свинья, коза, баран, собака, кошка, (петух, курица, кукушка, ворона, утка, гусь).
3. Логопед сажает за стол 2-х игрушечных зайцев (большого и маленького). Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил – громко, сильно. И как играет маленький зайчик – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой из зайцев только что играл.
4. Логопед демонстрирует, какие звуки издают различные предметы:
- мяч, ударяясь об пол;
- шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке;
- газета, если ее мять, комкать;
- толстая бумага, если ее разрывать;
- стул, если им двигать и т. д.
Затем эти же действия, но в другой последовательности логопед производит за ширмой. Дети должны, возможно, полнее и точнее рассказать, что они каждый раз слышат.
II этап. Различение высоты, силы, тембра голоса.
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
Приведем описание нескольких игр.
1. «АУ!»
Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему «АУ!», а тот отгадывает, кто кричал. Последний вариант игры: дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу» : он произносит «АУ» то тихо, то громко.
III этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
1. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет: «Вагон» и объясняет детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь, вы хлопните в ладоши».
Логопед произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факон – вагон».
Затем показывает листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумака – бумака». Дети хлопают, - если неверно. (Сначала слова легкие по звуковому составу, затем более сложные).
Усложнение игр – управлений состоит в том еще: детям предлагается поднимать красную карточку, если логопед «ошибется», желтую карточку - если верно. (Это требует большой внимательности).
2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, сом, коза, коса, лужа, лыжи и т. д.
Затем логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, а дети должны отобрать соответствующие картинки и расставить их на наборном полотне в названном порядке.
3. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток
дом рак лук клетка платок
сом мак жук пятка листок
лом молоток.
4. Игра: «Так ли это звучит?»
Четыре большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, галчата, козленок, в нижней – три пустые клетки. К каждой большой карточке подбираются слова, сходные по звучанию (шишка, мышка, фишка; хлопушка, кукушка, катушка; волчата, бельчата, крольчата; утенок, котенок, теленок). Эти предметы изображены на маленьких карточках.
Для детей пяти лет : закреплять у них умения выделять из слова определенные звуки.
IV этап. Дифференциация слогов.
Приведем описание нескольких упражнений.
1. Логопед произносит слоговый ряд, например: на – на – на – па.
Дети должны определить и сказать, что здесь лишнее.
Затем слоговые ряды усложняются: на – но – на
ка – ка – га – ка
па – ба – па – па.
2. Логопед вызывает водящего и называет ему на ухо определенный слог, например, па. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так:
па – па, па – ба или ва – фа, ва – ва и т. д.
Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были или разные.
Для контроля: поднять красный - одинаковые, сидеть - если разные,
одинаковые - зеленый, разные - красный.
(Подбор слогов варьируется в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы).
Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, фрикативные – взрывные, твердые – мягкие).
V этап. Дифференциация фонем.
Начинать с дифференциации гласных звуков.
1. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет:
«Поезд гудит – у у у»
«Девочка плачет – а а а»
«Птичка поет – и и и».
Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала протяжно:
а а а, у у у или и и и.
Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
2. Затем игра усложняется.
1) Логопед произносит эти звуки кратко: а, у, и.
2) Затем детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Логопед объясняет, что: красный кружок – а, желтый кружок – и, зеленый кружок – у.
3) В ряд данных гласных а, и, у включаются и другие звуки, например: о, ы, э, на которые дети не должны реагировать.
(Аналогично проводится работа по дифференциации согласных фонем).
VI этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Эта работа начинается с обучения детей определить количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками 2-3-х сложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как «отхлопывать» слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем упражняются в отхлопывании различных слов.
Далее учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. Приведем описание некоторых из них.
1. Детям раздается по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит 1, 2 или 3 гласных звука, например: а, ау, аиу, иоу, о и т. д.
Дети должны отложить на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных логопедом звуков.
2. У детей на столах лежат по 3 кружочка разных цветов, например: красный, желтый, зеленый. Логопед уславливается с детьми, что красный – звук а, желтый - звук у, зеленый – звук и. Когда дети запомнят это, логопед произносит сочетание из этих звуков сначала по 2 звука: ау, уи, уа, аи. Затем по 3 звука: ауи, аиу, уаи, иуа, иау.
Дети должны разложить на столах разноцветные кружочки в определенной последовательности. Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
При анализе согласных звуков должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове.
3. Упражнение. Детям предлагается выходить к столу логопеда и по очереди вытаскивать из конверта специально подобранные картинки, изображающие: кнут, кота, паука, каток, танк, мак, жука, лук, веник и т. д.
Ребенок подходит к столу логопеда и, вынув из конверта картинку, называет ее громко, четко, выделяя последний звук. Затем этот звук ребенок повторяет отдельно.
Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания.
Дальнейшие варианты предыдущего упражнения:
1) Выделять последний звук, разложить изображения предметов так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой – на звук к.
2) Логопед показывает детям картинку и произносит ее название, опустив последний звук, например: ко, пау, вени, и т. д.
Каждый ребенок называет очередное слово.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции звукопроизношения отводится формированию фонематического восприятия. Опыт многих лет подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это окажет положительное влияние на освоение грамоты. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.