Ольга Галкина
Методические рекомендации на тему «Упражнения для развития дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
План
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.
2. Дыхательная гимнастика Б. Толкачева.
3. Дыхательная гимнастика М. Лазарева, А. Лукьяновой.
III. Заключение.
I. Список литературы и интернет ресурсов.
I. Введение.
Публикация «Методические рекомендации на тему „Упражнения для развития дыхания“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Фундаментом, основой в пении является дыхание. Одна из основных задач, которая стоит перед педагогом и учеником в процессе обучения вокалом это постановка и разработка правильного певческого дыхания. Считается, что хорошее пение - это "мастерство выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать", надо научиться "вдыхать".
Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струёй через связки – горло, как смычок по струнам заставит наш «Голосовой инструмент» звучать.
Существует целые программы упражнений на развитие дыхание А. Стрельни-ковой, Б. Толкачева, М. Лазарева, А. Лукьяновой, которые используются на занятиях по вокалу разными педагогами.
II. Основная часть.
1. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой используется при обучении эстрадному, джазовому, рок вокалу, т. к. дыхательные упражнения являются базовыми на занятиях вокалом. Итак, немного о дыхательной гимнастике:
6 правил выполнения дыхательной гимнастики:
1. Нужно думать только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох – активный, громкий и быстрый.
2. Выдох осуществляется после каждого вдоха через рот. Он не задерживается и не выталкивается. Выдох должен быть таким, чтобы его не было видно и слышно. Выдох должен быть бесшумным!
3. Одновременно с вдохом делаются движения. В гимнастике нет вдоха без движения, и наоборот.
4. Вдохи и движения делаются темпоритме строевого шага.
5. Существует счет в стрельниковской гимнастике -на 8. Считать нужно мысленно.
6. Упражнения можно выполнять в любом положении — стоя, сидя и лежа.
Начинать выполнение гимнастики надо с изучения первых трех упражнений комплекса – «Ладошки» — 24 раза по 4 вдоха-движения; «Погончики» — 12 раз по 8 вдохов-движений; «Насос» по 8 вдохов-движений. Каждый следующий день прибавляется по одному новому упражнению. Выполнять занятия нужно дважды в день: утром и вечером.
Упражнения
Ладошки
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.
Погончики
Исходное положение: встать прямо, кисти сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пупка. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу. Затем руки возвращаются обратно. Расслабив плечи нужно сделать выдох. Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-6 секунд и снова 8 вдохов.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Насос
Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно вдох во второй половине поклона. Приподняться не выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не нужно.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Кошка( «Приседание с поворотом»)
Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Обними плечи
Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Поворот головы
встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо – вдох с правой стороны. Затем поворот головы влево — вдох с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Голову не останавливать, шея расслаблена.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ушки
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон головы вправо, правое ухо тянется к плечу — вдох. Затем наклон головы влево, левое ухо тянется к плечу — тоже вдох. Смотреть прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика».
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Маятник головой
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) — вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Перекаты
Левая нога впереди, правая сзади. Тяжесть тела перенесите на левую ногу. Нога и туловище прямые. Правую ногу согнуть и поставить на носок. Выполнить легкое приседание на левой ноге одновременно сделать вдох. После левая нога резко выпрямляется и вес тела переносится на правую и на ней делается приседание с вдохом И снова не левой ноге. Приседание и вдох делаются строго одновременно
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.
Далее поменяйте ноги местами и выполните тоже самое.
Дыхательное упражнение «Фырканье»
Я – холеный помидор
С кожею атласной,
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!
(С. Маршак)
Дети делают резкие вдохи носом: вдохи следуют один за другим, выдох самопроизвольный, при этом полусогнутые руки на каждом вдохе резко идут навстречу друг другу.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой была разработана в лечебных целях, но явилась ценной находкой для вокалистов, педагогов по вокалу и всех желающих обучаться вокалу. Для того чтобы ученики выполняли упражнения верно, преподаватели на занятиях вокалом демонстрируют и выполняют упражнения вместе с учениками. Выполняя руководства педагога по вокалу и эти несложные упражнения дыхательной гимнастики, Вы ощутите как процесс обучения вокалу будет проходить быстрее, легче и интенсивней. И немаловажно, что обучаюсь вокалу и занимаясь дыхательной гимнастикой Стрельниковой вы обучаетесь любимому искусству и приносите пользу своему организму.
Рассмотрим другие упражнения, разработанные, Б. Толкачевым, М. Лазаревым, А. Лукьяновой.
2. Дыхательная гимнастика Б. Толкачева.
Упражнение «Насос» (по Б. Толкачеву)
• Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз,
И аварий нет у нас.
Стоя, ноги слегка расставить. Пальцы сжать в кулаки. Наклоняться вниз, выбрасывая резко руки, и произносить: «ш-ш-ш…». Выпрямляясь, прижать руки к груди и сделать вдох через нос.
Упражнение «Рычание»
Дети энергично втягивают воздух через нос, раздувая ноздри; на выдохе продолжительно рычат, раздвинув напряженные пальцы-«когти».
Упражнение «Змея»
И. п. - лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2- вдох, 3-4- выдох – руки вперед («ш-ш-ш…», 5-6- вдох, 7-8- вернуться в исходное положение.
Лежит веревка,
Шипит плутовка.
«Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание)
И. п. - стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [с]. Повторить 4 раза.
Зайка шарик покупал,
Зайка шарик надувал.
Упражнение «Рыбка»
Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят: «Буль-буль-буль…» – и легко ударяют себя по коленям; если поднимает руки вверх, ребята хлопают в ладоши над головой («рыбка вынырнула»).
Упражнение для успокоения дыхания
Носом – вдох, и выдох ртом,
Дышим глубже… А потом
Марш на месте, не спеша.
Как погода – хороша?
Фиолетовая дорожка приведет нас домой.
Возвращаемся домой,
Хорошо шагать с тобой.
Раз и два, раз и два-
Хоть погода хороша,
В группу нам идти пора.
Мы шагаем не спеша.
Руки вымоем сейчас,
Суп уже заждался нас.
Дети совершают действия в соответствии с текстом.
Упражнение «Тигр»
И. п. - основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1- вдох, 2- выдох- туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой, 3- вдох, вернуться в исходное положение, 4- выдох – тоже левой рукой.
Это что за зверь зубастый
Полуночный любит мрак
И, как все на свете кошки,
Ненавидит злых собак?
Упражнение «Антилопа»
И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, указательные пальцы приставлены ко лбу. 1- вдох, 2- выдох, руки вперед, 3- вдох – руки в стороны, 4- выдох – вернуться в исходное положение.
Она несет на лбу не зря
Длинные острые рога.
Упражнение «Носорог»
И. п. – сесть с прямыми ногами, руки опущены. 1- вдох, 2 – выдох – туловище наклонить вперед, коснуться руками носков, 3- вдох, 4- выдох – вернуться в и. п.
Носорогу-бегуну
Перейди дорогу, ну!
Упражнение «Гармошка» (грудное дыхание).
И. п. - стоя, ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [ф]. Повторить 4 раза.
Ты играй, моя гармошка,
Раздвигай меха свои.
Поиграю я немножко,
Ты ж движенья повтори.
Упражнение «Перочинный ножик»
(дренаж выжиманием, для оттока мокроты). Лежа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносить на выдохе «Ха!». Повторить 3-4 раза.
Ножик перочинный зайка увидал.
Ножик перочинный зайка в лапки взял.
Упражнение «Насос» (мышечный тренинг).
И. п. - стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6-8 раз.
Есть на ярмарке машины,
Накачать бы только шины.
Упражнение «Резиновый человек» (полное расслабление). Ребенок закрывает глаза. Педагог проверяет, расслаблены ли у него мышцы: поднимает вверх руки ребенка и отпускает их. Расслабленные руки должны бессильно упасть вниз.
Упражнение «Одуванчик»
Вдох через нос- задержка дыхания - озвученный выдох:
«А-ах!». Летом все отправляются путешествовать. Поедем и мы. А на чем, отгадайте!
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытце дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (автомобиль).
Упражнение «Накачка»
Ребенок сгибается пополам и, наклоняясь вниз, с прямыми ногами, делает резкие вдохи. Упражнение предназначено дл мышечного тренинга.
Мы качали, мы качали,
Воздух в шины набирали,
Проверяли каждый раз,
И аварий нет у нас.
Упражнение «Машина»
Дети выполняют вращение кистями рук с одновременным произнесением звука [р] на выдохе. Упражнение способствует крупной вибрации тканей организма, стимулирует обменные процессы, повышает энергетику, улучшает кроваток в организме и отхождение мокроты.
Мы машины завели – тор-тор-тор.
Веселей, шофер, рули - на простор.
Осторожно, поворот - ой-ей-ей.
Повернули - и вперед все быстрей.
Упражнение «Чья машина дальше уедет»
Дети встают на одну линию, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед топающим шагом, при этом произнося: «Бр-р-р…». Побеждает тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании. Упражнение учит детей выдыхать воздух постепенно.
Ты, дружок, гуди в гудок – би-би-би!
Мы примчались на лужок – выходи!
Упражнение «Ветер»
Ребята озвучивают выдох на звук [у], произнося его то громче, то тише, в соответствии с жестом педагога. Упражнение способствует увеличению силы дыхательных мышц.
Я – ветер, ветер – я,
Ломаю ветви я.
Упрямый дуб могу,
Могу согнуть в дугу!
Упражнение «Ветер качает деревья»
Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У-у-у…», раскачиваются вправо и влево. Упражнение обучает равномерно выдыхать воздух.
«Поливаем цветы». И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, одна рука на поясе, вторая, согнутая в локте, - перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вдох через нос – поднять руку вверх; выдох – вернуться в и. п., произнося «Ш-ш-ш…».
«Аромат цветов». И. п. – стоя, руки за спиной. Вдох через нос, не поднимая плечи; выдох – произносить «А-ах!».
«Песок»
Дети, сидя по-турецки, как бы пересыпают песок из одной руки на ладонь другой, озвучивая выдох: «С-с-с…». Звук должен быть ровным, спокойным.
Комплекс дыхательной гимнастики «На улице»
(по Б. Толкачеву)
1. «Погрейся». Встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
2. «Конькобежец». Стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежцам) и произнося: «Кр-р-р…». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.
3. «Заблудился». Поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у!». Повторить 8-10 раз.
4. «Снежный ком». Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносит: «Хр-р-р…». Повторить медленно 3-5 раз.
5. Снеговик веселится». Поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
6. «Вырасти большим». Стать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х!». Повторить 4-5 раз.
3. Дыхательная гимнастика М. Лазарева, А. Лукьяновой.
Комплекс звукового дыхания (по М. Лазареву)
1. «Комар». И. п. - стоя, глаза закрыты, тело расслаблено. Ладонь одной руки на шее спереди. На выходи продолжительно произносится звук [з]. Упражнение эффективно при трахеитах.
2. «Жук». И. п. – то же. Ладонь на груди спереди. На выходе долго и негромко произносится звук [ж]. Упражнение эффективно для вывода мокроты из бронхов и легких.
3. «Муха». И. п. – то же. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха на выдохе негромко произносится звук [в]. Нужно добиваться ощущения вибрации во всем теле, и особенно в области лица. Упражнение помогает при ринитах, гайморитах.
4. «Волны набегают на песок». И. п. - лежа на спине, глаза закрыты, тело расслаблено. На выдохе произносить звук [с]. Упражнение способствует расслаблению дыхательных мышц.
Упражнение для развития дыхания «Аромат цветов»
(по А. Лукьяновой)
Трехфазное дыхание:
1. Ребенок делает спокойный выдох ртом, при этом говоря «А-ах!». Воздух выходит ровной струей.
2. Небольшая задержка дыхания, пока ребенку не захочется самому вдохнуть.
3. Спокойный вдох носом.
Дыхательные упражнения на длительность выдоха
Дети произносят звуки на выдохе предельно долго.
Подул теплый ветерок,
Зашелестели листья.
Подул холодный ветер.
«Ш-ш-ш…»- поднимают руки вверх и шевелят пальцами.
«С-с-с…» – машут руками, поднятыми вверх.
Ветер затих, не шевелятся
Ни листочки, ни ветки.
Расслабляют все мышцы.
Снова подул ветер.
«Ш-ш-ш…» – напрягают мышцы и повторяют упражнение еще раз.
Дыхательная гимнастика «Лечебные звуки»
(по М. Лазареву)
Все упражнения выполняются стоя, тело расслаблено, ноги стоят устойчиво, глаза закрыты. При произнесении звуков желательно тянуть их как можно дольше, ощущая вибрацию. После исполнения каждого лечебного звука дети вспоминают, при лечении каких заболеваний он помогает.
Пчелы гудут,
В поле идут.
С поля идут –
Медок несут.
Кладут ладонь на шею и тянут звук [з]. Упражнение помогает при болях в горле.
Жук летит,
И жужжит, жужжит.
Кладут ладонь на грудь и негромко произносят звук [ж]. Упражнение помогает при бронхитах.
Целый день жужжала муха,
Вилась, вилась возле уха.
Произносят звук [в]. Упражнение эффективно при насморке.
III. Заключение.
В заключении хотелось бы рекомендовать сделать дыхательную гимнастику полезной привычкой для всех людей, независимо от возраста и рода их деятельности.
Использование различных дыхательных техник и способов контроля дыхания для успокоения души и тела не является чем-то новым. Дыхательная гимнастика – один из самых эффективных способов привести в порядок наше физическое и физиологическое состояние. Чтобы овладеть дыхательной гимнастикой и убедиться, что она действительно помогает, заниматься нужно регулярно. Как наладить режим тренировок?
- Найдите себе уютное и спокойное место, где вы можете удобно сидеть или лежать.
- Не расстраивайтесь, если у вас не получается сразу выполнить упражнение правильно. Постепенно научитесь, ни у кого сразу не получается идеально.
- Попробуйте сначала заниматься каждый день не более 5-10 минут. Если захотите, сможете увеличить это время. Не нужно сразу ставить амбициозные цели.
- Занимайтесь в одно и то же время, например, перед сном или сразу после просыпания. Так вы быстрее сможете превратить дыхательную гимнастику в привычку.
Дыхание объединяет тело и разум. Дыхательные упражнения могут помочь нам расслабиться, контролировать чувство тревожности, снять стресс, победить бессонницу… Они даже полезны для улучшения внимания и помогают отогнать негативные мысли.
I. Список литературы и интернет ресурсов.
1. Б. С. Толкачёв Физкультура против недуга; Физкультура и спорт, 1989.- 28 с.
2. Дыхательная гимнастика. Энциклопедия; АСТ - Москва, 2009. - 256 c.
3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; Рипол Классик - Москва, 2008. - 562 c.
4. Л. Б. Дмитриев «Вопросы вокальной методики». Москва. 1968г
5. Щетинин Михаил Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей; Метафора - Москва, 2012. - 152 c.
6. https://e-libra.ru/read/482525-fizkul-tura-protiv-neduga.html
7. https://med.wikireading.ru/40333
8. https://studfile.net/preview/8144977/page:3/