Бобина Татьяна
Методические рекомендации к программе «Волшебные пальчики». Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №151 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».
Методические рекомендации
к программме : «Волшебные пальчики».
(Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет).
Автор
Бобина Татьяна Николаевна
Воспитатель
Кемерово 2021
Публикация «Методические рекомендации к программе „Волшебные пальчики“, Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук у детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Источники способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Методические рекомендации предназначены для воспитателей, родителей.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.
Образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность ООД: 15 минут.
Каждая ООД состоит из 3-х частей:
Вводная часть: 3 минуты.
Основная часть: 10минут.
Заключительная часть: 5 минут.
Кружок «Волшебные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику- массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:
• игры и упражнения;
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, камешки Марблс);
• рисование (пальчиками, ладошками).
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы.
В программе используется и нетрадиционный материал для развития мелкой моторики руки дошкольника в программе : шарики Су-Джок и камешки Марблс. Шарики-«ежики» Су-Джок используются для массажа пальцев и ладошек, что способствует развитию мелкой моторики, оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка. Сопровождая массажные движения увлекательным рассказом или сказкой, этот процесс становится более познавательным и интересным. Упражнения с шариком Су – Джок
1. Рассказываем сказку «Ежик на прогулке».
Выполняем движения с шариком в соответствии с текстом.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
2. Имитируем действия под строки стихотворения.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
3. Делаем массаж пальцев эластичным кольцом.
/Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение /
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Яркие и необычные камешки Марблс способствуют развитию у детей мышления, внимания, воображения, создают эмоционально — положительное настроение. Играя, ребенок радуется и улыбается. А значит, сюрпризный момент с использованием этих нетрадиционных материалов всегда зарядит детей положительной энергией.
Игровые упражнения с камешками Марблс:
1. Положите камешки в любой латок, тазик опустите туда руку, пусть ребенок последует вашему примеру. Вместе с малышом пальчиками перебирайте камешки.
2. Спрячьте любой предмет в емкость с камешками. Пусть ребенок постарается отыскать его.
3. Высыпьте камешки на пол. Предложите ребенку отыскать одинаковые камешки.
4. Перекладывайте камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривайте каждый камешек, ощупывайте. Называйте цвет, форму, размер. Обращайте внимание, какой камешек гладкий или шероховатый.
5. Предложите малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т. д.