МААМ-картинки

Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс» (1 фото)

лидия шатрюк
Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс»

Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс»

Содержание

1 Введение…. 3

2 Использование метода макетов в профориентационной работе с дошкольниками…

2.1 Формы и методы работы с дошкольниками по формированию представлений о труде взрослых…

2.2 Методов макетов. Его использование в профориентации дошкольников…

2.3 Использование макета «Угольный Кузбасс» в работе с воспитанниками….

3 Литература….…

1. Введение

Публикация «Методические рекомендации к макету „Угольный Кузбасс“» размещена в разделах

Современное дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В последние несколько лет, актуальным направлением развития воспитанников является ранняя профориентация. Она рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего и полноценного развития дошкольника.

По мнению исследователей, в дошкольном возрасте ребенок овладевает элементами трудовой деятельности, основной смысл которой состоит в том, что ребенок начинает понимать, что он делает нужное, полезное для других – трудится. У него формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности [3, с. 5].

Выстраивая работу по профориентации с воспитанниками, необходимо учитывать особенности местности, в которой проживают дети.

Мы живём в Кузбассе, который славен «чёрным золотом» - углём. Профессия шахтера актуальна и в наши дни.

В рамках работы по профессиональному самоопределению дошкольников нами был изготовлен макет «Угольный Кузбасс» и разработаны методические рекомендации по его использованию.

Данные методические рекомендации адресованы воспитателям ДОО.

Макет «Угольный Кузбасс» может быть использован в работе со старшими дошкольниками по профессиональному самоопределению воспитанников, ознакомлению с миром профессий горнодобывающего предприятия Кузбасса.

Целью использования макета является : создание условий для игр воспитанников старшего дошкольного возраста на макетной основе, как одного из универсальных средств ранней профориентации.

Задачи, которые позволяет решать использование макета :

- обогащать и конкретизировать представления воспитанников о профессиональной деятельности профессий угледобывающего производства, воспитывать интерес к промышленным предприятиям родного города;

- формировать у воспитанников обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной технике в трудовой деятельности человека, понимая взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- закреплять умения воспитанников выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей воспитанников;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

- помочь воспитанникам осознать важность, необходимость и незаменимость профессии шахтёр;

- создать условия для продуктивного взаимодействия с семьёй.

Основная идея – повысить эффективность профориентационной работы со старшими дошкольниками используя метод макетов.

Новизна состоит в том, что метод макетов позволяет ребенку стать активным участником познания профессий угледобывающего предприятия, через наглядность, возможность смоделировать пространство той или иной профессии горного дела, и проиграть трудовые навыки выбранной профессии.

2. Использование метода макетов в профориентационной работе с дошкольниками

2.1. Формы и методы работы с дошкольниками по формированию представлений о труде взрослых

Анализ программы дошкольного образования Н. Е. Веракса «От рождения до школы», парциальных программ профориентационной направленности (А. Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников», В. П. Кондрашов «Введение дошкольников в мир профессий») показал, что работа по формированию представлений дошкольников о труде взрослых осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в следующих формах:

• в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

в процессе специально организованных воспитателями форм работы: организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, экскурсий, праздников, развлечений;

• в процессе самостоятельной деятельности детей;

• в процессе совместной деятельности воспитателей с семьей.

Анализ методических пособий по профориентации дошкольников показал, что авторы выделяют следующие методы профориентационной работы, которые применяются в сочетании друг с другом:

• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение художественной литературы);

• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно – бытового труда);

• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Таким образом, использование метода макетов в работе по формированию представлений дошкольников о труде взрослых не отслеживается, или они носят эпизодический характер.

2.2. Методов макетов. Его использование в профориентации дошкольников

Макет – модель объекта в уменьшенном масштабе, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта не возможно[6].

Педагоги отмечают огромное значение моделей –макетов для интеллектуального развития детей. По мнению Каличенко О. В., использование макета позволяет решать несколько задач:закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие [5].

Ольга Викторовна говорит о том, что придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания [5].

Следовательно, метод макетов целесообразно использовать в работе по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых.

Макет позволит создать условия отражающие сущность деятельности взрослых той или иной профессии, мотивы и цели их труда, способы достижения результата; будет способствовать познавательной активности детей, даст возможность дошкольникам в игре попробовать себя в той или иной профессии горного дела.

2.3. Использование макета «Угольный Кузбасс» при работе с воспитанниками

Ориентация на профессии, востребованные в угольной промышленности, требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.

Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, наше внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи, о которых говорилось выше.

Нами был изготовлен макет «Угольный Кузбасс», отражающий элемент угледобывающего производства – сортировку и погрузку, выстроена система работы с дошкольниками 6-7 лет с его использованием.

Мероприятия с воспитанниками проводятся раз в месяц, в соответствии с тематическим планом

Работа выстроена в трех направлениях:

1. Ознакомление с угольным производством Кузбасса и его профессиями.

2. Закрепление полученных знаний воспитанников, через игровую и продуктивную деятельность с использованием макета совместно с педагогом.

3. Использование макета в самостоятельной деятельности воспитанников.

В результате использования макета «Угольный Кузбасс» у воспитанников сформируются начальные представления о структуре трудового процесса сортировки и погрузке угля, профессиях этого вида производства, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Таким образом, использование макета «Угольный Кузбасс» может быть использовано в профориентационной работе с дошкольниками.

Литература

1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] : учеб. -метод. пособие / В. П. Кондрашов ; Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Балашов : Николаев, 2004. - 46с.

2. От рождения до школы [Текст] : примерная общеразовательная программа дошкольного образования / под. общ. ред. Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. –352с.

3. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций [Текст] : методическое пособие / Н. Т. Рылова, Н. Г. Хваленко ; под. общ. ред. Е. Л. Рудневой. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. –94с. - (Профориентация).

4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. – метод. пособие / А. Д. Шатова. – М. :Пед. о-во России, 2005. – 252с.

5. Каличенко О. В. Макетирование в детском саду [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/14/maketirovanie-v-detskom-sadu

6. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/405212

Публикации по теме:

Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край»Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край» Наш край богат полезными ископаемыми. Уголь – главное богатство нашего края. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений,.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации к лэпбуку «Город профессий»Методические рекомендации к лэпбуку «Город профессий» Лэпбук «Город профессий» Для всестороннего развития детской личности особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка.

Методические рекомендации к пособию «Антонимы»Методические рекомендации к пособию «Антонимы» Методические рекомендации к пособию «Антонимы» Настоящее пособие, предназначенное для детей 5-7 лет, поможет научить их подбирать антонимы.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс»
Опубликовано: 29 января 2024 в 17:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД