лидия шатрюк
Методические рекомендации к макету «Угольный Кузбасс»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1 Введение…. 3
2 Использование метода макетов в профориентационной работе с дошкольниками…
2.1 Формы и методы работы с дошкольниками по формированию представлений о труде взрослых…
2.2 Методов макетов. Его использование в профориентации дошкольников…
2.3 Использование макета «Угольный Кузбасс» в работе с воспитанниками….
3 Литература….…
1. Введение
Публикация «Методические рекомендации к макету „Угольный Кузбасс“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Консультации для родителей
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Темочки
Современное дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В последние несколько лет, актуальным направлением развития воспитанников является ранняя профориентация. Она рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего и полноценного развития дошкольника.
По мнению исследователей, в дошкольном возрасте ребенок овладевает элементами трудовой деятельности, основной смысл которой состоит в том, что ребенок начинает понимать, что он делает нужное, полезное для других – трудится. У него формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности [3, с. 5].
Выстраивая работу по профориентации с воспитанниками, необходимо учитывать особенности местности, в которой проживают дети.
Мы живём в Кузбассе, который славен «чёрным золотом» - углём. Профессия шахтера актуальна и в наши дни.
В рамках работы по профессиональному самоопределению дошкольников нами был изготовлен макет «Угольный Кузбасс» и разработаны методические рекомендации по его использованию.
Данные методические рекомендации адресованы воспитателям ДОО.
Макет «Угольный Кузбасс» может быть использован в работе со старшими дошкольниками по профессиональному самоопределению воспитанников, ознакомлению с миром профессий горнодобывающего предприятия Кузбасса.
Целью использования макета является : создание условий для игр воспитанников старшего дошкольного возраста на макетной основе, как одного из универсальных средств ранней профориентации.
Задачи, которые позволяет решать использование макета :
- обогащать и конкретизировать представления воспитанников о профессиональной деятельности профессий угледобывающего производства, воспитывать интерес к промышленным предприятиям родного города;
- формировать у воспитанников обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной технике в трудовой деятельности человека, понимая взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- закреплять умения воспитанников выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей воспитанников;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
- помочь воспитанникам осознать важность, необходимость и незаменимость профессии шахтёр;
- создать условия для продуктивного взаимодействия с семьёй.
Основная идея – повысить эффективность профориентационной работы со старшими дошкольниками используя метод макетов.
Новизна состоит в том, что метод макетов позволяет ребенку стать активным участником познания профессий угледобывающего предприятия, через наглядность, возможность смоделировать пространство той или иной профессии горного дела, и проиграть трудовые навыки выбранной профессии.
2. Использование метода макетов в профориентационной работе с дошкольниками
2.1. Формы и методы работы с дошкольниками по формированию представлений о труде взрослых
Анализ программы дошкольного образования Н. Е. Веракса «От рождения до школы», парциальных программ профориентационной направленности (А. Д. Шатова «Экономическое воспитание дошкольников», В. П. Кондрашов «Введение дошкольников в мир профессий») показал, что работа по формированию представлений дошкольников о труде взрослых осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в следующих формах:
• в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
• в процессе специально организованных воспитателями форм работы: организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, экскурсий, праздников, развлечений;
• в процессе самостоятельной деятельности детей;
• в процессе совместной деятельности воспитателей с семьей.
Анализ методических пособий по профориентации дошкольников показал, что авторы выделяют следующие методы профориентационной работы, которые применяются в сочетании друг с другом:
• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение художественной литературы);
• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно – бытового труда);
• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Таким образом, использование метода макетов в работе по формированию представлений дошкольников о труде взрослых не отслеживается, или они носят эпизодический характер.
2.2. Методов макетов. Его использование в профориентации дошкольников
Макет – модель объекта в уменьшенном масштабе, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта не возможно[6].
Педагоги отмечают огромное значение моделей –макетов для интеллектуального развития детей. По мнению Каличенко О. В., использование макета позволяет решать несколько задач:закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие [5].
Ольга Викторовна говорит о том, что придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания [5].
Следовательно, метод макетов целесообразно использовать в работе по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых.
Макет позволит создать условия отражающие сущность деятельности взрослых той или иной профессии, мотивы и цели их труда, способы достижения результата; будет способствовать познавательной активности детей, даст возможность дошкольникам в игре попробовать себя в той или иной профессии горного дела.
2.3. Использование макета «Угольный Кузбасс» при работе с воспитанниками
Ориентация на профессии, востребованные в угольной промышленности, требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.
Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, наше внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи, о которых говорилось выше.
Нами был изготовлен макет «Угольный Кузбасс», отражающий элемент угледобывающего производства – сортировку и погрузку, выстроена система работы с дошкольниками 6-7 лет с его использованием.
Мероприятия с воспитанниками проводятся раз в месяц, в соответствии с тематическим планом
Работа выстроена в трех направлениях:
1. Ознакомление с угольным производством Кузбасса и его профессиями.
2. Закрепление полученных знаний воспитанников, через игровую и продуктивную деятельность с использованием макета совместно с педагогом.
3. Использование макета в самостоятельной деятельности воспитанников.
В результате использования макета «Угольный Кузбасс» у воспитанников сформируются начальные представления о структуре трудового процесса сортировки и погрузке угля, профессиях этого вида производства, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Таким образом, использование макета «Угольный Кузбасс» может быть использовано в профориентационной работе с дошкольниками.
Литература
1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] : учеб. -метод. пособие / В. П. Кондрашов ; Балаш. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Балашов : Николаев, 2004. - 46с.
2. От рождения до школы [Текст] : примерная общеразовательная программа дошкольного образования / под. общ. ред. Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. –352с.
3. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций [Текст] : методическое пособие / Н. Т. Рылова, Н. Г. Хваленко ; под. общ. ред. Е. Л. Рудневой. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. –94с. - (Профориентация).
4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. – метод. пособие / А. Д. Шатова. – М. :Пед. о-во России, 2005. – 252с.
5. Каличенко О. В. Макетирование в детском саду [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/14/maketirovanie-v-detskom-sadu
6. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/405212