Полякова Наталья
Методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации наблюдений и экспериментов зимой
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации наблюдений и экспериментов зимой
(для методического уголка)
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребенку кажется, что он первый услышал стрекотанье кузнечика, увидел, что снег — это множество красивых снежинок, почувствовал дыхание природы через смену времен года. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, тем ярче и добрее станет мир вокруг. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе с ними, учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; приобщать к красивому, яркому, испытывать радость от общения с природой, ее поэтическими образами в произведениях народного творчества, художественной литературе, искусстве.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации наблюдений и экспериментов зимой» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Зимние прогулки и наблюдения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы — наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог воспитывает у детей положительные качества личности, знакомит с природными явлениями, объясняет их причины и взаимосвязь.
В зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживой природы, растительным и животным миром, трудом людей. Тема тика разнообразна:
—наблюдения за деревьями, покрытыми снегом;
—птицами, добывающими пропитание в этот суровый для них период;
—животными, их повадками и особенностями поведения;
—снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;
—только что выпавшим снегом;
—свежим морозным воздухом;
— солнцем, которое появляется все реже и греет все слабее;
— работой снегоуборочной техники и дворников и др.
Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если вы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественное слово.
В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на темном рукаве шубы. Скажите, что снежинки похожи на красивые звездочки, загадайте загадку А. Рождественской:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Когда идет снег, понаблюдайте, как меняется все вокруг, как красиво становится. Это снегопад. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима» :
После снегопада посмотрите с детьми на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, а землю покрываю»
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега. Приучайте детей высказывать собственные впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты, благозвучные метафоры, одним словом, работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей. Показывайте пример сами. Так, рассматривая сосну, прочитайте о ней стихотворение С. Есенина:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Устное народное творчество также способствует глубокому познанию мира детьми, привитию у них художественного вкуса, стремлению к созданию красоты своими руками. Во время наблюдений необходимо применять меткие народные мудрости: приметы, загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы, поговорки и др. Например:
Вороны каркают стаей — к морозу.
Если зимой облака идут против ветра — к снегу.
Не тот снег, что метет, а что сверху идет.
Ветер снег съедает.
Бел, а не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)
Важна практическая деятельность детей в зимний период, обычно она — следствие наблюдений. На участках старших дошкольников обязательно должны быть для подкормки зимующих птиц кормушки, которые укрепляют на деревьях так, чтобы дети имели возможность наблюдать за птицами.
Совместно с детьми можно:
—изготовить кормушки для птиц;
—зарисовать птиц, животных, их следы, оставленные на снегу;
—выявить свойства различных агрегатных состояний воды;
—уплотнить снег вокруг деревьев и кустарников;
—зарисовать морозные узоры, снежинки;
—оформить альбомы с изображением различных форм снежинок;
изготовить различные фигуры из снега, разноцветные льдинки для украшения участка.
Огромное значение имеет экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, вызывающая у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизируя восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. Метод экспериментирования — средство, позволяющее ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.
Тематика опытов в зимнее время года может быть различной:
—выявление свойств и последующее сравнение агрегатных состояний воды;
—свойств снега, умеющего сохранять тепло и таять при определенной температуре;
—дифференциации в процессах замерзания различных жидкостей;
—свойств льда и изготовление цветных льдинок;
—сравнение талой и водопроводной воды; выявление изменения объема жидкости при нагревании.
Вот примеры несложных экспериментов, которые можно провести не только в детском саду, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях.
1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.
Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки температура воды измеряется.
Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.
2. Воспитатель предлагает детям отгадать, где быстрее растает лед в миске с холодной или горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок; дети делают выводы.
3. Превращение снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Узнайте у ребенка, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по дороге собрал их — стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя есть снег.
Зимой с целью укрепления здоровья детей необходимо приобщать их к выращиванию зеленого лука, чеснока и других овощных культур. Детям необходимо не только прививать навыки трудовой деятельности, но и способствовать накоплению системы знаний о растительном мире: как правильно высаживать, пересаживать, поливать, пикировать, опрыскивать растения. Также с помощью простейших опытов можно подвести детей к пониманию того, что растения живые: они пьют, дышат, развиваются, им необходимы соответствующие условия жизни — свет, влага, тепло.
Можно организовать проведение опытов совместно с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Взрослый предлагает выяснить на примере выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона.
Зарисовывают результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпаки. Через 7—10 дней вновь зарисовывают результат (на свету стебли позеленели).
Вывод: чтобы лук оставался зеленым, ему необходим свет.
2. Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т. д.). Результаты наблюдений за состоянием растения в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.
3. Взрослый спрашивает, почему на веточках нет листьев. Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются, появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев, зарисовывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста растениям нужно тепло). Взрослый предлагает определить, как продлить лето для цветов (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, чтобы не повредить их). Оформляют результаты наблюдений в виде модели зависимости растений от тепла.
Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду помогает им увидеть мир с позиции ребенка и относиться к нему как к равному. Родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, так как они понимают, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Поэтому нужно использовать различные формы работы с родителями.