Мария Денисова
Методические рекомендации для воспитателей «Формированию экологической воспитанности у дошкольников 5–6 лет»
▼ Скачать +Заказ
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на приобретение научных и практических знаний, формирования ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде. Главной задачей экологического образования является приобретение детьми определенного объема специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни.
Экологическое образование включает:
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Формированию экологической воспитанности у дошкольников 5–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Формирование экологического мировоззрения - приобретение учащимися научных и практических знаний.
2. Экологическое воспитание ребят, которое представляет собой формирование у детей определенных ценностных установок, способствующих бережному отношению к окружающей среде. Создание эмоциональной связи с природой.
3. Воспитание экологической культуры – комплекса умений и навыков, способствующих бережному отношению к природе и умению с ней обращаться. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании грамотного и ответственного отношения к природе.
4. Создание и развитие экологического мышления - комплекса ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде, т. е. воспитание экологической ответственности.
Педагогическая технология формирования у дошкольников экологической ответственности включает в себя следующие основные звенья:
1) формирование у детей интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
2) развитие социальных мотивов отношения личности к природе;
3) раскрытие универсальной ценности природы;
4) формирование у воспитанников экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих интеллектуальных и практических умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;
5) включение ребят в непосредственную работу по охране природы родного края;
6) побуждение дошкольников к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке социальных результатов природоохранительной деятельности.
Экологические знания, умения и навыки ребенок получает непосредственно на занятии или на внеклассных мероприятиях через общение с природой ( во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых). Воспитатель должен использовать на занятии различные виды работ (просмотр кинофильмов, экскурсии, экологические вечера). Экологические умения ребенок может продемонстрировать непосредственно на практических работах.
Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т. д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы. Педагог организует наблюдения таким образом, чтобы учащиеся получали знания не только о строении, поведении, развитии живых организмов, но и о взаимном влиянии человека и живой природы.
Наиболее ценными являются те наблюдения, которые приводят дошкольника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, принять участие в описании и учете природных богатств родного края и т. п.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Можно построить работу в соответствии с глобальными экологическими проблемами : продовольственной, энергетической, охраной здоровья населения, сохранением генофонда биосферы, сбережением ресурсов. Можно за основу взять изучение местных экологических систем в связи с деятельностью человека по темам: «Лес и человек», «Луг и человек», «Почва и человек», «Водоем и человек», «Окружающая среда и здоровье человека».
Большой интерес у детей вызывают праздники, организуемые в связи с открытием выставки по охране природы или Днем окружающей среды, оформление выставок работ, экскурсии. В этих мероприятиях участвуют дошкольники, воспитатели и родители.
К массовой внеклассной работе по экологии относятся ролевые игры. В игре в наибольшей степени дошкольник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные социальные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения, как со сверстниками, так и со старшими товарищами.
В 2015–2016 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО, наряду с введением ФГОС НОО и ФГОС ООО продолжается реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС).
Согласно ФГОС экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов в начальной и основной школе, при изучении предмета «Экология» в средней школе, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС предусматривается:
формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Для успешной реализации поставленных задач крайне важно начинать экологическое воспитание как можно раньше, еще в детском саду. В начальной школе экологическое образование должно реализовываться как экологическая составляющая базовых учебных предметов.
Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в детском саду может и должно являться экологическое воспитание, в основе которого лежит формирование экологического сознания, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру. Содержанием экологического воспитания непременно должны становиться базовые ценности: природа, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Планируемыми результатами экологического воспитания обучающихся на ступени дошкольного образования являются:
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе и нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в саду и по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что обсуждение проблем экологического образования в современном детском саду чаще всего сводится к вопросу наличия или отсутствия в плане занятий предмета экологии. Это создает иллюзорность полного благополучия в области методики дошкольного экологического образования, что не совсем так.
Модель современного экологического образования дошкольников и его практической реализации системно представлены в Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г., а педагогические технологии ее реализации – в теоретических основаниях развивающего образования. Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования, должен изучить этот документ и овладеть технологией проектирования учебных задач.