Хамитова Зульфия
Методические рекомендации по распространению знаний об основах российской государственности, истории, культуры
▼ Скачать +Заказ
В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.
Публикация «Методические рекомендации по распространению знаний об основах российской государственности, истории, культуры» размещена в разделах
Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.
Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ и педагогов.
Детский сад – важнейший институт первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки, знакомятся с историей, традициями страны проживания. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно - ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста из семьи мигрантов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду, обеспечивается совокупностью педагогических условий социальной адаптации; взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания. Для этого надо создавать в ДОУ условия для развития поликультурного взаимодействия и решения проблем в этом направлении. Привлекать детей к занятиям в кружках, индивидуальные занятия. Консультации, индивидуальные беседы, обсуждение за круглым столом с родителями.
Практика освоения детьми – мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благотворно воздействует на них. Праздник имеет большое значение для воспитания детей. Он оказывает воздействие на эмоциональную сферу, формирует нравственную позицию, воспитывает любовь к Родине. Праздники народного календаря связаны между собой, они организуют деятельность человека в пределах годового цикла и связывают ее с природными процессами. Народные праздники помогают детям существовать, не разрушая границ принадлежности к современному миру и своей этнической культуре, (т. е. будучи современными, впитывают традиционные образы и модели поведения) это:
ЗИМА
- Рождество
- Святки
- Крещение
- Масленица
- Вербное воскресенье
ВЕСНА
- Пасха
- Красная горка
ЛЕТО
- Иван Купала
- Медовый Спас
- Яблочный Спас
ОСЕНЬ
-Покров
Знакомство с русским бытом, промыслами, и ремеслами, изучение основ декоративно – прикладного творчества, а так же в процессе освоения истоков русской народной культуры происходит преодоление межэтнических барьеров. Народная традиция инициирует возникновение диалоговых форм общения, помогает понимать другого (иного, отличного от меня).
Совместная игровая деятельность детей разных этнических культур, изобразительное творчество способствует процессу интеграции. Дети – мигранты должны знать культуру народа той страны, в которой они живут – это поможет им влиться в сообщество. Есть чему поучиться и русским детям, не получившим достаточного воспитания в системе традиционной культуры. Усвоение ее нравственных и этических норм должно помочь им научиться уважать другие народы.
Народная игра – способ подготовки детей к взрослой жизни, которая дает основные жизненные ориентиры в самом раннем возрасте. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости, возникает понимание воспитательной роли семьи, важности сохранения семейных традиций.
Народные игры, в которые играют воспитанники в ДОУ:
• «Лапта»
• «Городки»
• «Жмурки»
• «Гуси-лебеди»
• «Пятнашки»
• «Салки»
• «У медведя во бору»
• «Кошки-мышки»
• «Море волнуется – раз!»
• «Казаки-разбойники»
• «Ручеек»
• «Бой мешками»
• «Пятки»
• «Ладушки»
Традиции семьи и дома на основании русской народной игра учат взаимопониманию, уважению друг к другу, развивают творческие способности.
Слушание, драматизация сказок учит понимать, где добро и зло, в победе добра над злом и заключается воспитательная ценность для любого народа. Такие занятия способствуют возникновению доброжелательных отношений друг к другу.
Большое внимание на занятиях с учащимися уделяется пению русских народных песен, которые являются самым массовым и популярным жанром фольклора. Их поет весь народ – от мала, до велика. Поистине, песня — душа народа. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому. Так же пение помогает развитию фонематического слуха, что необходимо для правильного правописания и чтения на уроках русского языка. А сопровождение пения песен игрой на различных детских музыкальных инструментах (ложках, коробочках, музыкальных палочках, погремушках, трещотках и т. д.) помогает успешно овладевать навыками счёта на уроках математики.
Большое значение имеет изучение правил европейского этикета, это способствует адаптации в нашем сообществе, так как в игровой форме дети воспринимают нормы поведения, которые становятся для них естественными, привычными. Воспитанность – это совокупность внутренней (этика) и внешней (этикет) культуры поведения. У любого народа существуют этические правила: почитание родителей, уважение к старшим, доброжелательность, на этом акцентируется внимание детей, это основы в общении. Проводя исторические параллели с этикетом других народов, дети изучают правила поведения, необходимые в современном обществе, которые помогут им жить, развиваться и трудиться в дальнейшем.
Подготовка к интеграции в сообщество взрослых должна начинаться с раннего детства. Подготовка к «взрослой» жизни, успешной реализации в трудовой деятельности происходит при последовательном включении в разные виды социальной сферы. Чтобы помочь ребенку осознать и сохранить свою индивидуальность, педагоги и родители должны создать условия для того, чтобы он мог полноценно играть свою роль в семье, в обществе, умел достойно общаться со старшими и со своими сверстниками, уважал культуру других народов.
Также не стоит забывать о полиэтнокультурном воспитании (в детском саду воспитываются дети узбекской, казахской, татарской, армянской национальности). Для этого должны организовываться разные виды детской деятельности:
1. Беседы о гимне России и гимне страны, откуда приехал иностранный ребенок; беседы о национальных костюмах.
2. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм».
3. Продуктивная деятельность - изготовление макетов «Природа России», «Природа Узбекистана», «Природа Армении» и т. д.
4. Прослушивание гимнов России и стран, откуда в ДОУ прибыли дети.
5. Проведение ОД: «Россия – многонациональная страна»
6: Проводить тематические вечера (с национальной едой, костюмами, музыкой и т. п., просмотр видеофильмов о другой стране, почитать книги.
В целом, для того чтобы адаптация детей мигрантов проходила успешно, нужно регулярно работать со всей группой и развивать у дошкольников чувство уважения к другим культурам и чувство толерантности к другим людям. Все мы разные, но все мы имеем право быть непохожими на других.
Функции участников образовательных отношений в рамках формирования основ русской культуры среди детей мигрантов
Руководитель ДОУ:
1. Обеспечивает взаимодействие персонала с воспитанниками, их родителями (законными представителями, представителями сторонних и надзирающих организаций в процессе решения текущих вопросов;
2. Создает условия для эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, охране и укреплению их здоровья, формированию основ русской культуры
Педагог:
1. Обеспечивает адаптацию к условиям поликультурного пространства ДОУ;
2. Создает условия для повышения уровня познавательных способностей и развития речи у детей-мигрантов.
3. Формирует лексико-грамматические представления речи
4. Развивает общую, артикуляционную и мелкую моторику
Медицинская сестра
1. Обеспечивает связь ДОУ с детской поликлиникой с целью сбора и ознакомления с информацией о состоянии здоровья детей семей мигрантов;
2. Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей, консультирует родителей о способах получения своевременной медицинской помощи
Инструктор по физической культуре
1. Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (законных представителей) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера;
2. Осуществляет связь с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта
Музыкальный руководитель
1. Организует и проводит массовые мероприятия развлекательной и обучающей направленности (выступление пение, танцы, тематические музыкальные праздники, утренники, показы кукольного театра, спортивные виды активности);
2. Осуществляет связь с учреждениями дополнительного образования творческой направленности
Родители воспитанников
1. Придерживаются принципа деления языков по времени и/или месту использования
2. Придерживаются рекомендаций, данных специалистами ДОУ.