Аширова Ульяна
Методические рекомендации для родителей «Мама-логопед!» Алгоритм занятий с ребенком 4–5 лет по рекомендациям учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Мама – логопед!
(Алгоритм занятия с ребенком по рекомендациям учителя-логопеда)
4-5 лет.
Учитель-логопед Аширова У. Б.
2021
I этап. Артикуляционная гимнастика.
(Необходима для развития мышц артикуляции, для формирования правильного звукопроизношения. Выполняется строго перед зеркалом)
Заборчик-Трубочка (чередование)
Показать зубки. Зубы сомкнуты, губы улыбаются.
Вытянуть губы в трубочку. Зубы сомкнуты.
Лопатка
Рот широко раскрыт, губы улыбаются. Удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек. до 20 сек)
Иголочка
Публикация «Методические рекомендации для родителей „Мама-логопед!“ Алгоритм занятий с ребенком 4–5 лет по рекомендациям учителя-логопеда» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Рот широко открыт, губы улыбаются. Высунуть язык, сделать его острым как иголочка. Язык неподвижен и не касается губ и зубов. Удерживать 2-3 сек. до 20 сек.
Качели
Рот широко открыт, губы улыбаются. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Подбородок неподвижен.
Часики
Рот широко открыт, губы улыбаются. Поочередно касаться кончиком языка уголков рта. Нижняя челюсть неподвижна.
Юла
Рот широко открыт, губы улыбаются. Облизываем кончиком языка губы по кругу. Нижняя челюсть остается неподвижной.
Почистим зубки
Рот широко открыт, губы улыбаются. «Почистить» зубы движением языка из стороны в сторону с внутренней стороны, сначала нижние, потом верхние. Нижняя челюсть остается неподвижной.
Конфетка
Рот широко открыть. Губы улыбаются. Воображаемую конфету приклеить кончиком языка за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 15. Повторять 3-5 раз.
Чашечка
Рот широко открыт, губы улыбаются. Высунуть широкий язычок и поднять его края, так чтобы форма языка напоминала чашечку. Важно чтобы язык не касался ни губ, ни языка. Удерживать «чашечку» под счет до 15. Повторять 3-5раз.
Вкусное варенье
Рот широко открыт. Губы улыбаются. Сделать язык в форме чашечки, и «чашечкой слизывать воображаемое варенье с верхней губы. Нижняя челюсть неподвижна.
Грибок
Рот широко открыт. Губы улыбаются. Приклеить широкий язык всей плоскость к нёбу, так чтобы натянулась подъязычная уздечка. Удерживать «грибок» под счет до 15, повторять 3-5 раз.
II этап. Дыхательная гимнастика.
(Необходима для развития речевого дыхания, для формирования правильного звукопроизношения)
Футбол
Сделать ворота из кубиков, скатать шарик из ваты. Вдохнуть носом, подуть на шарик и загнать его в ворота, щеки не надувать.
Дудочка
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
Кораблики
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
Свечи
Зажечь 5 свечек (можно использовать плавающие свечи, сделать глубокий вдох носом и выдохнуть пять раз, задув пять свечек поочередно. Задача ребенка научиться делать глубокий вдох и сформировать целенаправленную воздушную струю, научиться контролировать выдох.
Губная гармошка
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Ныряльщики за жемчугом
Представьте, что на морском дне лежат жемчужины, и достать их сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два плавных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. (В этот момент можно собирать в коробочку рассыпанные по полу бусины или декоративные камушки «жемчужины»)
III этап. Пальчиковая гимнастика или кинезиологические упражнения.
(Эффективны для развития речи и мышления)
Муравьишка
Муравьишка по тропинке
(ребенок пробегает пальцами правой руки по левой от кисти к плечу)
На плече несет травинку.
(пробегает пальцами левой руки по правой)
К домику не близок путь,
Помогите кто – нибудь.
(прижимает ладони друг к другу и сильно трет их)
Речевые игры для развития фонематического слуха.
"Подними кружок, если я ошибусь"
Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.
Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.
Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.
"Какой слог лишний?"
Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими
согласными звуками.
Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).
"Скажи наоборот"
Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.
Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети – с мягкими. Или наоборот.
"Сколько звуков я произнесла?"
Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах.
Оборудование. Красные кружки.
Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
"Сломанный телевизор"
Цель. Учить различать гласные звуки.
Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.
«Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
«Общий звук»
Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
Речевые игры для развития лексики и грамматики.
Придумай слово: «колючие слова» - ежик, игла, ель; «холодные слова»-мороженное, снег, зима; «круглые слова»; «вкусные слова» и т. д.
Слова антонимы. Мама задает фразу, а ребенок называет противоположное значение. Например, это яблоко сладкое, а это… (кислое); этот дом высокий, а … (низкий); чистый-грязный; большой-маленький; включить-выключить; идти-стоять и т. д.
Назови одним словом. Например:- капуста, морковь, помидор, лук (овощи); - тарелка, кружка, кастрюля (посуда) и т. д.
Доскажи словечко. Мама называет первый слог, ребенок заканчивает слово. Например, ма-шина; ка-ша; со-бака и т. д.
Игра с глаголами. Мама задает существительное, ребенок говорит что оно может делать. Например, собака – лаять, бегать, прыгать, сторожить, рычать; машина- ехать, стоять, сломаться, мчаться и т. д.
Один-много. Мама называет слово вв единственном числе, а ребенок во множественном. Например, кот-коты, ягода-ягоды, дом-дома, сумка-сумки и т. д.
Скажи ласково: ложка-ложечка, кошка-кошечка, стул-стульчик ит. д.
2-5. Мама называет два предмета, а ребенок говорит пять. Например, два яблоКА-пять яблОК, 2 машиНЫ-5 машИН, 2 огурЦА-5огурЦОВ и т. д.
Посчитай. Предложите ребенку посчитать от 1 до 5 или 10 с каким-нибудь словом. Например, один стуЛ, два стуЛА, три стуЛА…. 5 стуЛЬЕВ и т. д.
Жадина. Цель игры-научить образовывать и употреблять притяжательные местоимения (мой, моя, мои, мое) Разложите перед ребенком разные игрушки и коробку, ребенок складывает игрушки в коробку и говорит:-моИ кубики, моЯ кукла, моЙ зайка, моЁ лото.
Чего у меня нет. Раскладываете перед ребенком разные предметы и убираете по одному, задача ребенка – назвать чего у него нет. Например:- У меня нет мячА, -у меня нет кубикОВ, -у меня нет кубикА. И т. д.