Людмила Закутнева
Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Как подготовить руку к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации
которые помогут в подготовке к школе.
Хотим пожелать вам терпения и дать несколько рекомендаций, которые помогут в подготовке к школе.
Для лучшего распознания клеточек в тетради
-занимайтесь мозаикой, фишками, рисуйте.
-Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка. Это разовьет мышление.
-Раскрашивайте рисунок то густо, то бледно. Меняя карандаш с толстого на тонкий и наоборот.
-Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку учите обводить рисунки. Сначала крупные, затем мелкие.
Публикация «Методические рекомендации для родителей и воспитателей „Как подготовить руку к письму“» размещена в разделах
-Лепите из пластилина - это тренирует пальчики, ведь они еще такие непослушные.
-Не заучивайте букварь наизусть. Читайте книги с коротким текстом и пересказывайте, как можно ближе к тексту.
-Покупайте журналы и разгадывайте ребусы, находите отличия в картинках - это поможет развить логическое мышление.
-Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки, играя, они осваивают счет, цвет, форму. Заповеди для родителей
Семья излить свой гнев, подумайте сначала.
Умейте понять и простить друг друга.
Смейтесь вместе, а не над…
Ищите друг в друге хорошее, говорите о достоинствах
Даже если уверены, что виноват кто-то, ищите причину в себе.
Делайте первым шаг навстречу, если возникнет ссора или конфликт.
Что же делать, если проблемы не разрешаются?
Настроиться на то, что вам понадобиться терпение и настойчивость,начинается с мы, решайте вместе любые
противоречия и проблемы.
Уважайте друг друга, внимательно относитесь к просьбам и желаниям другого.
Не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга.
Спешите сделать доброе дело и не ждите награды.
Будьте терпимы, не спешите.
Смириться с мыслью, что каждый имеет право на своё мнение, каждому нужно уметь уважать права других.
Использовать стратегию сотрудничества-то есть максимального
удовлетворения интересов обеих сторон, это даст возможность конструктивно разрешить конфликт.
Как здорово если Вы используете пять основных правил взаимоотношений в семье
1. Ласковые слова
2. Время, которое проводите вместе
3. Помощь друг другу
4. Подарки
5. Прикосновения
«Развиваем руки»
Уважаемые мамы и папы!
Вас, естественно, волнует вопрос как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Развития навыков ручной умелости.
Вас должно насторожить, если ваш ребенок активно поворачивает лист или раскрашивает. В этом случае заменяет умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу).
Для укрепление и развитие руки, координации движений будут полезны следующие упражнения:
• Застегивание и расстегивание пуговиц;
• Завязывание и развязывание лент;
• Плетение из ниток;
• Плетение косичек из лент;
• Завязывание узелков;
• Перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
• Пересыпание мелких круп;
• Всасывание пипеткой воды из стакана.
Для подготовки руки к письму детям можно предложить работу по раскрашиванию рисунков – штриховку.
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится для развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки.
Раскрашивание рисунков предлагает четыре вида штриховки:
Раскрашивание короткими частями штрихами;
Раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
Центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);
Штриховка длинными параллельными отрезками.
Штриховка не затрудняет ребенка, хотя его рука проделывает те же движения, что и при письме. При этом ребенок сосредотачивается на основной задаче – на выполнение гигиенических правил письма.
Для укрепление и развитие руки, координации движений будут полезны следующие упражнения:
• Застегивание и расстегивание пуговиц;
• Завязывание и развязывание лент;
- складывание матрешек;
- игры с вкладышами;
- рисование в воздухе;
- игры с песком, водой;
- мять руками поролоновые шарики, губку;
- резать ножницами.
И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Помните, что работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
«Занимательные занятия с мамой на кухне
Рабочее время современной мамы не заканчивается после окончания работы, а плавно перетекает в домашние хлопоты. Где дома ждет её любимый малыш, которому тоже очень хочется побыть рядом с мамой. Не беда, при желании и имея в запасе несколько развивающих и интересных для малыша занятий, можно суметь и обед приготовить и поиграть с ребенком. Кухня самое подходящее место для развития мелкой моторики и порой самое любимое место для игр у детей.
Рисование одно из занимательных занятий детей. Известно, дети любят рисовать на чем угодно, и при том любыми материалами, которые оставляют после себя след. Чем может заниматься малыш, пока мама погружается в мир кулинарии? В качестве безопасного рисования на кухне можно предложить всем известные крупы, которые имеются в кухонном шкафу. Для этого необходимо высыпать крупу на ровную поверхность, очень хорошо подойдет противень. И после чего предоставить ребенку свободное поле деятельности для самостоятельного рисования пальчиком. Получившийся «шедевр» легко стирается и затем создается новый.
Следующее увлекательное занятие - «рисование» манной крупой. Для него вам понадобится лист картона синего или черного цвета, клей ПВА. На картоне клеем рисуется любой узор, или рисунок, который затем засыпается манной крупой. Даем рисунку немного подсохнуть, после чего стряхиваем остатки крупы. Получается очень красиво.
Забавно и интересно играть в так называемые «прятки». Для этой игры подойдет любая небьющаяся емкость с той же крупой, в которую прячутся мелкие игрушки.
Положение рук при письме. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука должна придерживать рабочий лист.
• Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена поверхности стола, точками опоры служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
• Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, фаланга большого пальца придерживает ручку, указательного легко кладется сверху.
• Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди.
К детям, которые пишут левой рукой правило необходимо соотносить с левой рукой, как ведущей. Выполнение всех этих правил, учет возможности детей, обеспечивает формирование необходимых каллиграфических умений. Советы родителям : «Развитие мелкой моторики»
Роль мелкой моторики рук очень велика. Ведь развивая её, мы прежде всего готовим детей к письму. Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. В настоящее время существует очень много различных пособий по развитию мелкой моторики. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов.
- Хорошим примером для родителей послужит шнуровка и застёгивание пуговиц. Вы можете самостоятельно в домашних условиях сделать развивающий коврик, книгу. Если вы хотите, чтобы Процесс поиска таких игрушек будет меняться с процессом «закапыванием» их обратно. И еще одно не требующее специальной подготовки занятие, которым нравится заниматься всем детям - «Бусы». Для него понадобится веревочка, можно яркого цвета, макаронные изделия (любые с отверстиями, можно разноцветные). Предложите ребенку вдеть веревочку в отверстия макарон, создавая «бусы». Поверьте, ваш малыш с удовольствием будет стараться, делая такой подарок для вас.
Можно предложить ребенку создать декоративное украшение для кухни. Для его создания подойдет прозрачная ёмкость, крупы разных цветов и размеров, при помощи которых ребенок слоями может заполнить пространство ёмкости.
Развивающих игр на кухне можно придумать много. В этот список можно включить игры с водой, пересыпание круп из одной емкости в другую, вкладывание одна в другую различных баночек, закрывание их крышками и многое другое.
Если ваш ребенок имеет склонность фиксировать кисть. На плоскости он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приемов, передвигая руку.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
- показать отдельно один палец -указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять;
- показать отдельно только палец - большой;
- барабанить всеми пальцами рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать "фонарики";
- хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;
- собирать все пальцы в шепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались);
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль);
- завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- закручивать шурупы, гайки;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
«Готовим ребенка к письму»
Подготовка к письму является одним из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Согласно данных психологов и физиологов, у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координации движений, незакончена окостенение запястий и фаланг пальцев.
На самых начальных степенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. В работе по совершенствованию восприятие букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Дети ч трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристика, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, по – над, около - внутри и т. д. сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим напряжение и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координации движение руки при письме; графические навыки, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположение на рабочей строке.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомление, самым негативным образом сказываются на овладением графическими навыками и, более того, на развитие детского организма. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму разработана система упражнений. Предлагаемые упражнения дети могут выполнять и дома.
Правила письма.
Посадка при письме. Дети должны сидеть, пряма не касаясь грудью стола, голова немного наклонена влево.
•
• Плетение из ниток;
• Плетение косичек из лент;
• Завязывание узелков;
• Перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
• Пересыпание мелких круп;
• Всасывание пипеткой воды из стакана.
Для подготовки руки к письму детям можно предложить работу по раскрашиванию рисунков – штриховку.
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится для развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки.
Раскрашивание рисунков предлагает четыре вида штриховки:
Раскрашивание короткими частями штрихами;
Раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
Центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);
Штриховка длинными параллельными отрезками.
Штриховка не затрудняет ребенка, хотя его рука проделывает те же движения, что и при письме. При этом ребенок сосредотачивается на основной задаче – на выполнение гигиенических правил письма.
у вашего ребёнка развивалась моторика, не одевайте его сами. Дайте ему возможность одеться самому (застегнуться, зашнуровать обувь). Пусть это будем долго, но результативно.
- Хорошо помогают развитию мелкой моторики плетение косички из ниток, шнурка.
- Также хорошим средством является - пластилин. Желательно не размягчённый, а твердый. Пока ребёнок работает с пластилином он получает замечательный массаж. Заменить пластилин можно тестом.
- Я думаю в каждом доме найдутся бельевые прищепки. Как нестранно, но это тоже одно из средств развития мелкой моторики. Например: вырезать из жёлтого картона круг и сделать из прищепок лучики.
- Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины (в зависимости от возраста ребёнка).
- Выкладывание различных фигур, например из фасоли, из крышек от пластиковых бутылок - это всё тоже развитие мелкой моторики.
- Пальчиковый театр. Детям он очень понравится (например «репка»).
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Не забывайте, применять игровую форму. Запомните: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.
Регулярно устраивайте физкультминутки. После занятий рекомендуется делать легкий массаж пальчиков, чтобы расслабить уставшие мышцы Обязательно отмечайте успехи и хвалите!
Предлагаемое развивающее пособие способствует не только развитию мелкой моторики ребёнка, но и образному мышлению, восприятию, координации движений целом.