Наталья Дубель
Методические рекомендации для педагогов «Развитие творчества посредством театральной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов :
«Развитие творчества через театральную деятельность детей дошкольного возраста»
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Развитие творчества посредством театральной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В детском саду театрализованная деятельность связана в основном с праздниками, входит в сценарий утренников, вечеров развлечений и не является самостоятельным детским творчеством. Не имея соответствующих знаний и умений, дошкольники строят игровую деятельность примитивно и не интересно, что не может способствовать развитию творческой личности. Преодолеть этот недостаток поможет специально организованная работа.
На разных этапах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются следующие задачи:
формирование общих представлений о театре, развитие эмоционально-положительного отношения к нему. Особое место отводится наблюдениям, экскурсиям, во время которых необходимо выделить существенные особенности театра как культурного учреждения, отличающегося не только спецификой труда и социальным значением, но и самим зданием и интерьером;
подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают тот или иной образ;
формирование общих представлений о театральных профессиях. Наблюдение за работой людей не только основных, но и вспомогательных театральных профессий, встречи с работниками театра, игровые ситуации, с помощью которых расширяются представления детей, углубляется интерес к театральному искусству;
ознакомление дошкольников с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства.
Например, в младшей группе воспитатель должен «. прививать любовь к театральному действию, развивать интерес к различным формам представлений, развивать умение сопереживать героям сказок, выражать свои эмоции, реагируя на содержание, на поступки действующих лиц; развивать устойчивый интерес к происходящему на сцене, воспитывать умение следить за развитием действия, сохраняя внимание до конца спектакля.
Обратить внимание детей на то, что меняя походку, голос, жест можно превращаться в разных героев, животных, птиц.
Познакомить с разнообразными видами кукольного театра; приучать к правильному поведению во время просмотра спектакля. Создавать радостные настроения, чувство удовлетворения от просмотренных спектаклей».
В отличие от типовой программы, театрально-игровая деятельность организовывается начиная не со средней группы, а с младшей (знакомство с кукловождением настольного театра; игры-спектакли с разыгрыванием народных потешек, песенок; игры-драматизации).
К старшему дошкольному возрасту требования к знаниям детей о театре значительно усложняются. Воспитатель должен рассказать детям о том, что театр – «особый волшебный мир. Главные волшебники в театре – артисты. Они с помощью особых средств могут рассказать нам о разных событиях, о переживаниях людей. Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные : в оперном театре артисты – поют; в балетном – все мысли, чувства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном – все действия, разговор осуществляется с помощью кукол. Есть особый вид театра – детский. В нем ставят спектакли для детей.
В театре работает много людей. Кроме артистов: художники, композиторы, писатели (драматурги, гримеры, костюмеры и др.
В театре люди переговариваются негромко только в фойе, на выставке, в буфете, но в зрительном зале не мешают работе артистов, не мешают другим зрителям наслаждаться действием спектакля, неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиками и пр., в театр можно играть самим».
Во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», где подчеркивается, что педагог обязан :
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Театрализованная деятельность детей осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д., а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Во всех формах деятельности желательно участие небольшой подгруппы детей, чтобы иметь возможность индивидуально работать с каждым ребенком. Участники подгруппы могут меняться, в зависимости от содержания деятельности.
В специальном разделе вышеназванной программы предусматривается совместная творческая театрализованная деятельность детей и взрослых в разнообразных студиях: «Кукольный театр – малышам», «В гостях у сказки» и др. Результаты работы студий объединяются в концерте, спектакле или празднике; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью. Подобная организация театрализованной деятельности создает условия для расширения круга общения между детьми разных групп и взрослыми, создает полноценную среду развития – источник индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, потребности, предпочтения;
любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
возрастные и поло-ролевые особенности.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности – специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Необходимо периодически обновлять материал, ориентированный на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различным материалом при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материал, ткань, костюмы для ряжения.
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т. д., в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений детей дошкольного возраста, рекомендуется использовать в работе три типа подготовительных упражнений, которые активизируют воображение и творчество детей, подготавливают к осознанию сущности театрального спектакля, формируют умение играть любую роль, а также направлены на развитие понимания образа, обеспечивают постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Сюда относятся упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы», а также развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.
Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.
Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.
Необходимо подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно три основные цели:
1) развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
2) создание атмосферы творчества;
3) социально-эмоциональное развитие детей.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Огромную роль играет здесь воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому, искренность и неподдельность чувств педагога. Только тогда речь детей станет выразительной и осознанно эмоциональной.
При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и другими выразительными средствами и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.
В старших группах для обучения средствам выразительности речи используются более сложные упражнения.
Следует подчеркнуть, что во всех этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективными оказались упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям. Выполнение таких упражнений заставляет детей осознать основные эмоциональные состояния человека (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способы их вербального и невербального выражения.
При выполнении детьми подобных заданий воспитатель должен быть предельно тактичен. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации можно изобразить мимикой. Например, изобразить, как испугалась Красная шапочка, узнав волка (Ш. Перро «Красная шапочка», или как рассердился Мойдодыр, увидев грязнулю (К. И. Чуковский «Мойдодыр»). Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей или пар. При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему?
Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по четырехчастной структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам, кукольным спектаклям, самостоятельные импровизации на темы художественных произведений, а также на темы, взятые из жизни (день рождения, новенькая девочка или мальчик, смешной случай и т. д.).
В процессе игр-драматизаций необходимо использовать разнообразные приемы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли не только активных, но и застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах. При этом возникают две основные проблемы:
1) что делать, если ролей не хватает на всех детей;
2) кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую проблему решает подгрупповая организация занятий и парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель может ввести дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные – осуждаются, то дети – в большинстве случаев – хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, ленивых.
Поэтому следует детям разъяснять, что в театрализованной игре они -– артисты, а артисты в театре играют роли как положительных, так и отрицательных персонажей. Кроме того, можно ввести правило очередности исполнения той или иной роли. И в крайнем случае, воспитатель берет отрицательную роль на себя, или, как предлагает Л. В. Артемова, используется кукла.
Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные сказки, которые позволяют решать конкретные задачи воспитания.
Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по изодеятельности, по ручному труду.