Оксана Михалева
Методические рекомендации для педагогов по рисованию детьми 5–6 лет образов природы под влиянием наблюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов по рисованию детьми 5-6 лет образов природы под влиянием наблюдений.
«. Потребность красоты и творчества,
воплощающего его, неразлучна с
человеком, и без нее человек, может
быть, не захотел бы жить на свете».
Ф. М. Достоевский
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по рисованию детьми 5–6 лет образов природы под влиянием наблюдений» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество детей. Стремление передать образы природы в рисовании под влиянием наблюдений приводит к углублению и уточнению знаний, представлений о природных объектах и явлениях.
Одна из задач обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста в детском саду – научить изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме.
Для этого рекомендуется :
1. Развивать у детей наблюдательность и желание передавать образы природы в рисунках;
2. Накапливать у детей опыт эстетически образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, развития наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
3. Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: берёзы, клёна, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья, склонённые под ветром;
4. На прогулках обращать внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки;
5. Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
6. Учить передавать взаимодействия между объектами;
7. Учить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
8. Проводить индивидуальную работу с детьми, показавшими предпосылки к развитию творчества в различных видах художественной деятельности, в том числе и изобразительной;
9. Проводить работы с родителями по вопросам творческого развития детей.
С помощью метода наблюдения за предметами, объектами и явлениями природы можно сформировать у старших дошкольников разнообразие образов природы, которые найдут отражение в их рисунках.
Процесс обучения будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий :
- формировании у детей первоначальных знаний об образах окружающей действительности;
- проведении систематических наблюдений за предметами и явлениями природы;
- предоставлении возможности детям для отражения образов окружающей действительности в собственном изобразительном творчестве;
- если будут разработаны и экспериментально обоснованы содержание и методика ознакомления детей с образами окружающей действительности и обучения способам их рисования.
Воспитание экологически и эстетически культурной личности ребенка через изобразительную деятельность.
Средством формирования эстетического отношения к природе является регламентированная деятельность - занятия рисованием, в сочетании с экскурсиями и наблюдениями в природе.
Познанием ребенком – дошкольником окружающей природы должно осуществляться «по законам красоты». Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передать это детям. Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром.
Изображая воспринятое, дети уточняют, закрепляют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже ее познают. Уже первые наблюдения детей дают представление о временах года, сезонных явлениях природы. Эти занятия создают эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Для этого на занятиях нужно использовать разные виды мотивации: художественное слово, лучшие образцы мировой инструментальной музыки. Разрабатывая первый блок предлагаю знакомить детей с явлениями и объектами неживой природы, их особенностями, значением явлений неживой природы в жизни растений, животных - таким образом, раскрываем взаимосвязь неживой и живой природы. Например, на занятиях по знакомству с объектами неживой
природы - водой, закрепляют свойства воды, воспитывают у детей бережное отношение к ней, как важному природному ресурсу, знакомят с разными агрегатными состояниям воды и ее ролью в жизни животных и человека.
Следует обратить внимание на красоту рек, капелек росы, сверкающего снега. Темы занятий для творческой изобразительной деятельности могут быть такими: «Чудесная радуга», «Дождик-художник», «Проделки злого ветра», «Живая вода», «Первый снег», «Вечер» и др. На занятии «Вечер» закрепляем части суток, смена дня и вечера, ночи и утра. Роль света в жизни животных. Роль света в жизни животных. Роль солнца в жизни человека и животных, растений. Эмоциональное отношение к солнцу, красота природы во время заката.
Разработку второго блока «Живая природа» рекомендую начать с ознакомления с домашними животными, как самыми доступными и хорошо знакомыми детям. Темы работ по изобразительной деятельности могут быть такими: «Я люблю пушистое», «Наши любимцы».
Также следует познакомить детей с дикими животными, пернатыми, миром растений, насекомыми. Расширяя представления детей об объектах живой природы закрепляем классификацию, воспитываем эстетическое отношение к красоте растений, животных, понимание значения роли растений и животных в жизни человека и необходимости охраны неповторимой и бесценной живой природы.
По мере возможности, познавательный материал этого блока следует выдавать во время наблюдений на участке и специально организованных экскурсий в природу. Все увиденное воспитанники изображают в своих рисунках, как бы заново переживают увиденное, закрепляют и уточняют представления об объекте и явлениях природы. Темы предполагаемых работ могут быть такими: «Снегири на ветках», «лесные обитатели», «Животные, которых мы не любим», и другие.
В последнем блоке «Человек и природа» - все знания детей обобщаем и знакомим их с прекрасными произведениями искусства с природоведческим содержанием, созданным человеческими руками. Педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописными пейзажами следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживая их красоты.
После такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в
художественных картинах. С помощью произведений художников-
пейзажистов И. Левитана «Золотая осень», И. Гробаря «Февральская лазурь»,с помощью натюрмортов Петрова-Водкина можно навести «мосты» между прекрасным в природе и прекрасным, созданным руками человека. Творения художников вдохновляют детей на собственную художественную деятельность, учат понимать язык художников. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут почерпнуть из других источников – литературы,кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи) Знакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. «Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, впечатление к ней поселятся в сердце
ребенка, сердце станет добрее, а глаза зорче» (Н. Курочкина)
Чтобы ребенок задумался над тем, что его окружает, почему нужно
милосердно относиться ко всему живому на земле, можно своих воспитанников познакомить с таким трудным понятием, как «экологический плакат» - каким он бывает, для чего существует. Можно нарисовать вместе с детьми такие плакаты на тему: «Нам нужен чистый воздух!», «Берегите елки» и др.
В уголке природы можно организовать стенд «Живой барометр», где разместятся рисунки детей, соответствующие приметам разных времен года. Для реализации этих задач можно использовать нетрадиционные приемы изобразительной деятельности, которыми с удовольствием пользуются дети: рисование пластилином («Морская тема», «Фрукты», «овощи», «Натюрморт»); мятой бумагой («Березы», «Проделки злого ветра», «Осень»); рисование пальчиками («Рябина», «Красивые ягодки», рисование тычком («Одуванчики», «Ежик», рисование по мокрому листу («Дождь - художник») и другие.