Вилкова Наталья Сергеевна
Консультация для педагогов общеобразовательных организаций по работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Н. С. Вилкова
(педагог – психолог I категории МБОУ СОШ «Перспектива», г. Новосибирск)
Аутизм — расстройство психики, имеющее широкий спектр характеристик и проявляющееся у каждого ребёнка неодинаково.
Публикация «Консультация для педагогов общеобразовательных организаций по работе с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с РАС обычно наблюдаются проблемы в трех важнейших областях развития: социальное взаимодействие, речь и поведение. Однако, поскольку симптомы аутизма существенно варьируются, два ребенка с одинаковым диагнозом могут вести себя по-разному и обладать очень разными навыками. В то же время признаком тяжелых форм аутизма в подавляющем большинстве случаев является полная неспособность общаться и как-либо взаимодействовать с другими людьми.
Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у специалиста уже при первом знакомстве. Обычным оказывается положение, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой реакции необходимо быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения, причина в том, что появление нового незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу.
Перед тем как начинать работу с ребенком, следует запомнить ряд важных положений.
1) Установление эмоционального контакта. Выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать доверие ребенка, помочь ему забыть негативный опыт.
На этом этапе все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка. Это потребует времени и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок в это время занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, является обычной в начале занятий с аутичным ребенком. Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
2) Не настаивайте на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий.
На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).
3) Всё, происходящее на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.
4) Общение должно происходить в спокойной положительной обстановке (негромкий голос, нерезкие движения, но четкие фразы). Сохраняйте спокойствие в любой ситуации, не ругайте – постарайтесь понять, чего хочет ребенок в данный конкретный момент, и помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
5) Если ребенок принял ваше предложение, постарайтесь развивать ситуацию, если же возникла ситуация отторжения, следует остановить игру.
Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в сходных положениях. Здесь можно посоветовать не бояться пробовать. В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.
6) Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против ваших действий, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному участию в игре.
7) Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
8) Научитесь ждать. Коммуникация с ребенком с РАС не должна происходить в спешке. Взрослому, который задает ребенку вопрос «Гулять?», не стоит рассчитывать на моментальный ответ. Обработка информации происходит у всех по-разному. Кому-то требуется 10 секунд, кому-то минута, а кому-то и больше.
Если много раз задавать один и тот же вопрос с расчетом на то, что ребенок быстрее ответит, можно только усугубить ситуацию.
9) Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление произведет на него данный сенсорный эффект невозможно, будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
10) Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты: например, на грядку посажен всего один овощ, а кукольный «обед» длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе — при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
11) Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания, организовать ситуацию обучения, которая позволит ребенку получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.
12) Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная «перекличка», даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
13) Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого, например, вместо таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные конфетки-горошки,
14) Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Так, он стучит по стеклу со всей силой, над огоньком свечи начинает поджигать палочки и т. п. При этом отвлечь его от подобных экспериментов очень трудно. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на его любимую спокойную игру.
15) Чем проще ваша речь, тем лучше
В общении с ребенком с аутизмом почти всегда действует так называемое правило «Один-один».
Если ребенок говорит вам одно слово, то вы отвечаете ему тоже одним словом. Когда хотите позвать ребенка погулять, не надо говорить: «Ой, на улице погода хорошая, можно прогуляться». Ему сложно вычленить из этой фразы главное, и, скорее всего, он просто зависнет на вопросе. Надо говорить медленно, спокойно, односложно. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить: «Гулять?»
16) Используйте визуальное общение. Дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.
17) Проявляйте уважение. Независимо от того, есть ли у человека видимая инвалидность или нет, трудно ли ему дается коммуникация или нет, каждый человек заслуживает, чтобы к нему относились достойно и с уважением.
18) Откажитесь от жалости. Жалость — это прямая противоположность уважения, принятия, то есть толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Жалость к человеку лишь потому, что его разум или тело развивались иначе, чем наши, означает, что мы считаем этого человека беспомощным, и что мы игнорируем его попытки использовать существующие способности и сильные стороны, чтобы контролировать свою жизнь настолько, насколько это возможно.
19) Правило «придумывайте извинения» : прежде чем обижаться и игнорировать ребенка с РАС за его неадекватные действия, постарайтесь «придумать извинения» этим действиям, то есть найдите причину возникновения этих действий.
Ребенок или взрослый человек с РАС может показаться невежливым, невоспитанным. Джон Элдер Робинсон в своей книге «Будь другим», приводит пример подобных действий: человек может переключить телевизионный канал или выключить телевизор, хотя в комнате есть другие люди, которые его смотрят. Но есть ли в таком поведении злой умысел? Или человек действительно не заметил, что другие люди смотрят телевизор, или что они вообще присутствуют в комнате?
В заключении хочется отметить, что критерием успеха в обучении детей с расстройством аутистического спектра является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. При этом очень важно помнить, что не ребенок с аутизмом адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под ребенка (и эти слова относятся ко всем детям, имеющим статус ОВЗ, а не только к детям с РАС).