Чукур Людмила Васильевна
Консультация для педагогов ДОУ «Как создать огород на окне»
▼ Скачать
Как создать огород на окне
Начало экологического воспитания приходится на дошкольный период детства. В дошкольном возрасте ребёнок открыт всему новому, чистому, яркому. Он готов играть и экспериментировать со всем что попадается на его пути. Первейшая задача педагогов в этом периоде привить ребёнку всё то хорошее и ценное, что поможет сформировать высоконравственную личность в дальнейшем. К сожалению, приходится признать, что в настоящее время педагоги в дошкольных учреждениях, да и в школах тоже несут двойную нагрузку. Ведь помимо детей им приходится зачастую воспитывать и родителей воспитанников.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Как создать огород на окне“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Огороды на подоконнике
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Дети очень любят миниатюрные реальные объекты. Маленькому ребёнку сложно охватить взглядом полноценный огород или тепличное хозяйство на участке летом, да и труд там достаточно сложный. А вот огород в миниатюре вызывает у детей большую заинтересованность, педагогам же позволяет решить педагогические задачи через реализацию данного проекта.
Работу по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении и реализации проекта «Огород на окне» необходимо начинать с работы с родителями. В план работы с родителями включаются беседы, буклеты, памятки, педагогические рекомендации по экологическому воспитанию детей, можно подключить детей (среднего, старшего и подготовительного возраста) – дать задание совместно с родителями найти информацию о растениях, как их сажают и как выращивают. Поискать вместе какие-то элементы для украшения огорода, картинки, заборчик, импровизированные грядки, создать вместе чучело или «огородных дел мастера», который будет жить в вашем огороде. Когда работа с родителями проведена, можно начинать детскую деятельность по реализации проекта.
Для формирования понимания и интереса у детей можно начинать с чтения художественной литературы, пояснения пользы зелёных растений, содержащихся в них витаминов для роста и полноценного развития организма. Далее можно предложить детям, в зависимости от возраста, выбрать тему для огорода, сюжет, жителей, животных. Решить с детьми: будут ли они создавать огород сами или им необходим макет или предложенный воспитателем вариант. Обсудить как можно украсить макет, придумать название для огорода: «В гостях у Маши», «Зелёные угодья» и др. Конечно же необходимо учитывать возрастную категорию и индивидуальные возможности детей дошкольного возраста. В раннем и младшем возрасте невозможно в полной мере провести обсуждение деятельности, так как внимание, память, да и просто жизненный опыт еще очень малы и только развиваются. Но выбрать из предложенного материала вполне по силам детям младшего дошкольного возраста или детям с проблемами в развитии. Далее можно выбрать растения для посадки. Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:
В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
В средней группе выращиваем лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка – уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батут, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.
Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть. Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки. После окончания работы инвентарь очищаем от земли и просушиваем.
Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:
В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок. Малыши больше наблюдают, что здесь делают взрослые. Они могут подержать в ручках луковицу или зубок чеснока, а потом посмотреть, как их сажают.
В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться грабельками, палочками для рыхления земли. Средняя группа отличается любознательностью и творчеством. Малыши могут сначала участвовать в оформлении контейнеров, стаканчиков, посадке семян, а потом - в украшении огорода. Дети уже понимают, что за огородом надо ухаживать, поливать растения, и помогают воспитателю, получая массу положительных эмоций.
В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно сажают семена в землю. Дети старшей группы сажают уже больше разных семян, включая салат, огурцы и укроп. Так же можно рассадой высаживать свеклу, морковь, цветы в стаканчиках. Они следят за показаниями огородного термометра, включением освещения над побегами. В процессе выращивания их ждут невероятные открытия и радостные впечатления. Энергия детей направляется на развитие воображения, когда они узнают этапы роста проклюнувшихся семян, украшают свой ящичек различными стикерами (свет-вода-тепло, делятся между собой потрясающими наблюдениями за своими «питомцами»
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе экспериментально-исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, в средних - коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Свежую зелень, выращенную на своём огороде всегда можно попробовать на зубок, и таким образом приучить к употреблению витаминной зелени и овощей, выращенных своими руками на маленьком огороде.
Для подтверждения педагогической значимости и результативности исследовательской деятельности детей можно провести диагностику познавательного развития на начало и конец деятельности. Результаты наблюдений за детьми и по итогу беседы можно занести в таблицу, оценить основные показатели по трём уровням: высокий, средний, низкий. Итоговый уровень равен среднему результату качества. Полученный результат прописывается в процентном соотношении.
Диагностическая таблица к проекту «Огород на подоконнике» по следующим параметрам:
1 столбец. Ф. И
2 столбец. Проявляет интерес к растительным культурам
3 столбец. Знает и называет несколько овощных культур
4 столбец. Называет и различает строение овощных культур
5 столбец. Знает условия роста растений
6 столбец. Итог
на начало проекта - на конец проекта
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а также, затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.
Диагностика позволяет оценить эффективность реализации проекта, оценить познавательный интерес детей, выявить и решить проблемы с усвоением новых знаний через практическую деятельность.
Результатом реализации проекта могут служить не только диагностические данные, а и фиксированные результаты проекта. Это могут быть дневники наблюдений с зарисовками, фотоальбомы, созданные во время реализации проекта, зарисовки отдельных растений и создание картины совместного творчества, памятки по уходу за растениями, практический опыт по уходу за огородом. Так же будут весьма интересны фотоотчеты в родительских группах, информация на сайте образовательной организации. Реализация проекта позволит проявить себя и творческим педагогам, раскрыть их потенциал и подготовить материал к публикации (презентации, картотеки опытов, статьи, консультации для родителей и др).Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе в ходе проведения экспериментирования с растениями в огороде на подоконнике группы, способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.
Таким образом, реализуя проект «Огород на окне» по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, педагог может подарить детям не только знания, развитие познавательной и речевой сферы, но и возможность увидеть своими глазами чудо зарождения природы, принять в этом активное участие, использовать все возможности в творческом отображении по реализации проекта.