Галина Кондратьева
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Физкультурно- оздоровительный спортивный центр «ОРИОН»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Выполнила педагог дополнительного образования :
Кондратьева Галина Анатольевна
Публикация «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования „Формирование здорового образа жизни у дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здоровый образ жизни – это активная целенаправленная деятельность человека по сохранению и укреплению здоровья. Сама по себе эта деятельность не появится у ребенка, нужно его научить вести здоровый образ жизни.
Современная жизнь ставит перед обществом более высокие требования к здоровью нации. Культура здорового образа жизни предполагает, прежде всего, умение жить, принося пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма и закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников.
Дети в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук. У многих детей наблюдается отсутствие или слабое развитие таких физических качеств как усидчивость, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно — психические отклонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников. но и перспективы их дальнейшего их развития.
В вопросах формирования навыков и привычек здорового образа жизни, несомненно, главная роль принадлежит семье. Ребенок, который видит положительный пример с первых дней жизни, в дошкольный период легко овладевает необходимыми навыками.
Педагоги дополнительного образования должны внести существенный вклад в формирование здорового образа жизни. Важно знать, какие приемы использовать, чтоб ребенку помочь быть здоровым и понимать, что такое здоровый образ жизни.
Используются следующие методические приёмы :
- рассказы и беседы педагога;
- заучивание стихотворений;
- моделирование различных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- сюжетно—ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры--тренинги;
- подвижные игры;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
В работе по формированию правильных привычек следует проводить беседы с родителями. Темы для бесед самые различные, но они должны затрагивать основы. А это :
• Правильный режим дня;
• Прогулки на свежем воздухе;.
• Физическая нагрузка, посильный домашний труд;
• Здоровое питание;
• Благоприятная психоэмоциональная атмосфера, совместная деятельность.
Как педагогам и родителям привить ребенку хорошие привычки?
Прежде всего – это личный пример. Пример родителей важен особо. Все дети подражают родителям — главным взрослым в их жизни.
Следует помнить, что формирование привычек, а тем более навыков, происходит постепенно, закрепляя результат многоразовыми повторениями. Используйте сигналы, приводите примеры из близкого окружения, подключайте поощрительный элемент.
Начинать следует с самого простого, с формирования полезных привычек, которые облегчат жизнь дошкольника.
- быть вежливым;
- уметь говорить «нет»;
- соблюдать гигиену. (чистка зубов, мытье рук перед едой, регулярное принятие душа и т. д.);
- соблюдать правила безопасности;
- уметь слушать:
- регулярно выполнять утреннюю зарядку;
- правильное питание.
Педагогам следует помнить о соблюдении двигательного режима и строго его придерживаться, включая в занятия следующие элементы.
Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка
-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-коррегирующие упражнения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;
Логоритмика.
-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;
-пальчиковая гимнастика;
-двигательные задания на пространственную ориентировку;
-ритмические упражнения;
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.
Таким образом очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.