Гелена Григорьева
Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов ДО
по работе с родителями воспитанников
Старший воспитатель : Григорьева Г. В.
2020г.
Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с родителями воспитанников
Данные рекомендации разработаны в помощь педагогам ДО
для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДО в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание
Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с родителями воспитанников» размещена в разделах
1. Введение
2. Система работы с семьей.
3. Формы и методы работы с семьей в ДОУ.
4. Список литературы
1. Введение.
Характерной тенденцией современного периода в развитии
отечественного образования является стремление образовательных
учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни
ДО.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют
родители, которые являются основными социальными заказчиками ДО. И
взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и
запросов семьи, нашедших отражение в ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Советом
Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г.,
зарегистрированный в Минюсте 14 ноября 2013 года за №30384,
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию.
Основные требования ФГОС к реализации образовательной
программы отражают необходимость включения в деятельность
ДО различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:
- социальное партнерство;
-диагностирование и анкетирование семей;
-психолого-педагогическое просвещение родителей (законных
представителей, обмен опытом;
-вовлечение родителей в педагогический процесс : совместные
мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и взрослых;
- участие родителей (законных представителей) в управлении
дошкольной организацией;
-индивидуальная работа.
В соответствии с ФГОС, ведущая идея системы работы
педагогического коллектива с родителями (законными представителями) -
установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося
(воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности
интересов.
Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной
составляющей деятельности организации, его трудно выделить в отдельный
блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается
детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом -
самостоятельная деятельность - совместная деятельность с родителями
(законными представителями).
Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе
деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и
отношений, определяющих эффективность совместной деятельности,
повышающий интерес, развитие и совершенствование.
Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного
определения форм и методов работы с коллективом с учетом знаний,
возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных
представителей)
Участие родителей в жизни детского сада, влияет не только на
развитие образования в целом, расширяет состав участников
образовательного процесса, ответственных и заинтересованных в его
положительном результате, но и вселяет уверенность в получении
качественного дошкольного образования, повышает уровень доверия
родителей (законных представителей) к образовательной организации,
содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает
самооценку воспитанников, чьи родители уважаемы и востребованы в
детском саду, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
2. Система работы с семьей.
Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие ясных
целей, содержания, которое реализуется планово и последовательно с
помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с учетом всего
достигнутого ранее, с предвидением предстоящего, с анализом получаемых
результатов.
Определение задач в работе педагогов с родителями обеспечивает
перспективность, последовательность и преемственность, усиливает
взаимосвязь и содружество детского сада и семьи в воспитании детей,
актуальных вопросов воспитания в тот или иной период.
Тематика и содержание работы с родителями отражаются в годовом и в
календарном плане воспитателей.
Большую работу с семьей проводят воспитатели, которые ежедневно
наблюдают детей, замечают в их развитии сильные и слабые стороны и могут
посоветовать родителям наиболее эффективные меры воздействия.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом
сочетании коллективных и индивидуальных форм работы детских
учреждений с родителями.
Существуют разнообразные формы и методы работы с семьями.
Рассмотрим их подробнее.
3. Формы и методы работы с семьей в ДО
Методы работы с родителями :
* наблюдение;
* индивидуальные беседы;
* тестирование;
* анкетирование;
* диагностика;
* анализ детских рисунков и рассказов о семье;
* метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями :
Формы участия родителей в управлении ДО :
* инвесторы-спонсоры;
* социальные заказчики образовательных услуг и исполнители
дополнительных образовательных услуг;
* защитники прав и интересов ребенка.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей :
* Университет педагогических знаний (такая форма помогает
вооружить родителей основами педагогической культуры,
познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
* Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной
проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений,
ситуаций).
* Конференция (предусматривает расширение, углубление и
закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общесадовские, групповые) имеют
огромное значение в системе воспитательной работы ДО. Родительские
конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными
членами которого станут и дети.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с
обязательным участием педагога-психолога, узких специалистов, которые
работают в ДО. Активными участниками конференций выступают сами
родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она
принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной
проблеме.
* Практикум (форма выработки у родителей педагогических
умений по воспитанию детей, эффективному расширению
возникающих педагогических ситуаций, тренировка
педагогического мышления у родителей).
* Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с
родителями, знакомство с условиями жизни).
* Педагогические беседы с родителями.
Наиболее доступная и распространенная форма установления связи
педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью
ребенка, с другими членами семьи это педагогические беседы воспитателя с
родителями.
Цель педагогической беседы – обмен мнениям по тому или иному
вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам,
оказание родителям своевременной помощи.
Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей – существенная
особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное
воздействие на родителей.
Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать
воспитателю.
Активность воспитателя вызывает ответную активность родителей.
Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за
ребенком: за выполнением им правил поведения, за отношением к
деятельности и т. п.
Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и
выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у
родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться
впечатлениями.
Таким образом, беседа является средством установления контактов с
родителями, изучение семейного воспитания ребенка и влияния на характер
этого воспитания.
Педагогическая беседа, которая возникает с отдельными родителями
утром во время прихода их с детьми, а так же вечером, пока ребенок
одевается, и беседы с некоторыми родителями и с родительским коллективом
должны отвечать определенным требованиям:
1. Прежде всего, это их конкретность и содержательность.
2. Родители должны получить в результате беседы новые знания по
вопросам обучения и воспитания.
3. Беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим
проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность,
необходимо продумать место и время проведения беседы. Родители должны
располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить вопросы.
Беседу лучше начинать с общих, нейтральных вопросов.
Знания о характере воспитания ребенка в семье, полученные в беседе,
должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его
наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребенка.
Тематические консультации.
Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы,
организуются тематические консультации. Иногда сам педагог видит
необходимость провести консультацию по той или иной теме. Часть
консультаций посвящается трудностям воспитания детей определенного
возраста. Их целесообразно проводить педагогам, работающим в этих
группах. Заведующая, врач, музыкальный руководитель ведут консультации
по более общим, специальным вопросам.
Консультации по своему характеру близки к беседам. Основная
разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы
родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то
научить. Беседа предусматривает диалог, хотя ведет его все же организатор
беседы.
Консультации, как одна из форм индивидуальной,
дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны,
ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она более всего нужна,
с другой, - побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям,
выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их
лучше всего воспитывать.
Консультации плановые и неплановые бывают индивидуальными и
групповыми.
Неплановые консультации возникают нередко во время общения
педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения
неплановой консультации педагог договаривается с родителями заранее.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически в
определенные дни и часы (3-4 консультации в год в каждой возрастной
группе и столько же общих в детском саду). План консультаций составляется
воспитателем в начале года на основе годового плана и вывешивается на
стенде для сведения родителей.
Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами
всестороннего воспитания детей и с потребностями родителей.
Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности
родителей в вопросах воспитания. Рекомендации, советы, даваемые
родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи
и индивидуальные особенности ребенка.
Все большее распространение получают консультации-практикумы на
которых родители приобретают практические знания и умения. Привлекают
родителей групповые консультации типа «Вопросы и ответы». Родители
заранее готовят вопросы, на которые они хотят получить ответ. Воспитатели
под руководством заведующей детского сада собирают их, группируют по
темам и продумывают кандидатуру консультанта.
Чтобы проследить, как родители выполняют советы и рекомендации,
увидеть их результат и спланировать свою дальнейшую работу, важно вести
учет проводимых педагогами консультаций.
Групповые собрания родителей.
Следующая форма работы – это групповые собрания родителей. Они
представляют собой целесообразную и действенную форму работы
воспитателей с коллективом родителей, форма организованного
ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка для групповых собраний должна быть разнообразна. Она
включает, во-первых, педагогическую беседу (доклад) по теме; во-вторых,
может быть включено выступление врача или медицинской сестры,
музыкального работника.
Педагогические доклады готовят, как правило, оба воспитателя группы.
Надо стремиться к тому, чтобы в каждом докладе возможно полнее
представить особенности жизни, поведения, отношений всех детей группы и
каждого ребенка.
Выбор темы собрания определяется, прежде всего, задачами
воспитания детей, актуальностью той или иной темы для коллектива
родителей, содержанием работы, проводимой ранее с детьми и родителями.
В течении учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых
собрания.
Каждому собранию предшествует подготовительная работа. Собрание
проводится в срок, установленный годовым планом. За несколько дней до
собрания вывешивается объявление.
Готовясь к педагогической беседе (докладу) воспитатель подбирает
педагогическую и психологическую литературу, материал по теме.
Родительское собрание пройдет интересно, и родители будут активны,
если педагоги группы подготовят наглядный материал. Оправдала себя
форма показа перед началом собрания занятий, труда детей.
Для ведения собрания выбираются председатель и секретарь.
Начинается работа с выяснения вопроса о том, как выполнено решение
предыдущего собрания.
Чтобы обеспечить организованное проведение собрания и более
глубокое обсуждение выдвинутых вопросов, педагог предварительно
договаривается с двумя-тремя родителями, которые хорошо воспитывают
своих детей, и просит их рассказать, как они добиваются положительных
результатов, как детский сад помогает им в воспитании, предлагает
высказать замечания, пожелания.
Немаловажно обеспечить четкий регламент. Опыт показал, что
продолжительность собрания не должна превышать 1,5 часа; длительность
педагогической беседы может составить минут 20, выступление родителей
10-15 минут, соответственно планируется и время для выступлений
родителей по обсуждению доклада и других вопросов.
По окончании собрания почти всегда остается какая-то часть
родителей, желающих задать вопрос о своем ребенке, посоветоваться. Не все
могут и хотят делать это публично.
Действенность системы работы детских садов с родителями
заключается во взаимосвязи разных форм между собой. Поэтому вопросы,
поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в
индивидуальных беседах в детском саду и при посещении воспитателем
семьи ребенка, в материалах, помещенных на стендах, на групповых
консультациях; наиболее общего характера некоторые вопросы могут быть
вынесены для обсуждения на родительском собрании, родительском
комитете.
Общие собрания родителей.
Помимо групповых, могут проводиться и общие собрания для
родителей. Задача общего собрания – обсудить с родителями проблемы
воспитания, имеющие важное значение для повышения педагогической
культуры всех родителей независимо от возраста их детей.
На общих собраниях обычно рассматриваются широкие вопросы
воспитания, но также может быть и конкретный, актуальный вопрос
воспитания детей дошкольного возраста. В этом случае из основного
доклада, из выступлений воспитателей и родителей присутствующие на
собрании должны получить не только общие представления о том, как
решаются педагогикой те или иные задачи воспитания, но и как им самим
следует конкретно решать эти задачи применительно к своим детям.
На собрании обсуждаются общие организационные вопросы
совместной работы. Перед общим собранием отчитываются заведующая
детского сада, родительский комитет.
Успешное проведение собрания во многом зависит от продуманности и
тщательности его подготовки. В этой подготовке участвует весь
педагогический коллектив детского сада и родительский комитет. Следует
целесообразно и четко распределить обязанности между воспитателями и
членами родительского комитета, выделить ответственных.
Перед началом общего собрания председатель зачитывает решение
предыдущего собрания, сообщает, как оно выполнено. Кратко обсуждается
также вопрос о сравнительной посещаемости общих собраний родителями
воспитанников.
Желательно, чтобы на общем собрании присутствовали не только
педагогический, но и медицинский персонал, а также другие сотрудники
детского сада.
Заведующая детского сада совместно с родительским комитетом и
воспитателями планируют и проводят не менее трех общих родительских
собраний в год.
Каждое из проведенных собраний предусматривает обмен опытом
семейного воспитания.
Также существуют и другие формы работы с родителями – это
живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок,
педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию
в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях :
индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы – это беседы, консультации,
посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива
родителей организуются общие консультации, групповые и
общие собрания, конференции, выставки, лекции, кружки;
оформляются информационные и тематические стенды,
проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым
столом.
Эффективной формой работы с родителями является индивидуальные
беседы, они могут проходить по инициативе воспитателя и самих родителей.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает
собранная в детском саду библиотечка – за время пребывания ребенка в
детском саду родители могут прочитать много педагогической литературы.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания
позволяют папки-передвижки, в которых подбирается тематический
материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями. Содержание
папок периодически пополняется.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает
организация уголков для родителей. Их содержание должно освещать цели и
задачи воспитания детей, характер работы. Такие уголки создаются иногда
по группам, иногда общие – для всех родителей.
Таким образом, действенность системы работы детского сада с
родителями заключается во взаимосвязи разных форм между собой.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском
саду, а затем и в школе поможет им:
* преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции
ребенка;
* относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что
недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не
норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-
то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно
радоваться его личностному росту, развитию;
* знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это
значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду
был умным, а в школе – неумеха);
* проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и
быть готовым к эмоциональной поддержке;
* понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя
сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы
хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам
захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого
должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и
искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и
горести.
Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного
доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной
основе со всеми участниками этого процесса – вначале с родителями и
воспитателями детского сада, затем с родителями и учителями начальной
школы.
Таким образом, можно утверждать, что хотя формы работы с
родителями ДО остались прежними, социально-педагогическая практика их
применения в современных условиях изменилась. Взаимодействие семейного
и общественного воспитания перешло от приоритетности интересов и норм
государства в воспитании детей к реальным попыткам строить диалог
свободных и равноправных партнеров.
4. Список литературы:
1. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия
семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова //
Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4.
2. Воспитатели и родители : из опыта работы / сост. Загик Л. В., Иванова В. М.
– М. : Просвещение. – 1985. – 96 с.
3. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя детского сада /
Загик Л. В., Куликова Т. А., Маркова Т. А. и др. ; под ред. Виноградовой. –
М. : Просвещение. – 1984. – 192 с.
4. Детский сад и моя семья / А. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и
др., под ред. Марковой Т. А. – 2-е издание испр. и доп. – М. : Просвещение,
1986.
5. Доронова, Т. Н. и др. Из детства в отрочество: Программа для родителей и
воспитателей по формированию здоровья и развитию детей пятого года
жизни. / Т. Н. Доронова – М. – 1997.
6. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с семьей /
Т. Н. Доронова // Дошкольное восптание. – 2000. - № 3.
7. Стожарова, М. Ю. Как помочь родителям «Трудных детей» / М. Ю.
Стожарова // Ребенок в детском саду. – 2003. - №5.
8. Стожарова, М. Ю. Как помочь родителям «Трудных детей» / М. Ю.
Стожарова // Ребенок в детском саду. – 2004. - №1, 2, 3.
9. Игошев К. Е. Семья, дети, школа / К. Е. Игошев, Г. М. Минковский. – М. :
Просвещение. – 1989.
10. Искусство семейного воспитания. Книга очерков / Белгород гос. пед. ун-т
им. М. С. Ольминского, под ред. Фролова П. Т. – Белгород. : БГПИ. – 1995.
– 256 с.
11. Миленко, В. М. Родительские собрания-студии / В. М. Миленко,
Г. Мисенко. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12.
12. Гликман И. З. Теория и методика воспитания/ И. З. Гликман. –
М. :ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.