Елена Черемичкина
Методические рекомендации для педагогов детского сада по использованию в работе метода проектов
Проект в переводе с греческого — это путь исследования.
Зачастую, воспитатели затрудняются в самостоятельной разработке проекта. Обилие теоретической информации по данной технологии создаёт у педагога впечатление излишней трудоёмкости данной работы. Для того, чтобы помочь воспитателю освоить этот метод, я вместе с теоретическими знаниями предлагаю на практике построить паспорт проекта и разработать план мероприятий по реализации проекта.
Вот основные моменты,которые необходимо знать воспитателю:
Публикация «Методические рекомендации для педагогов детского сада по использованию в работе метода проектов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
1. Виды проектов:
исследовательско-творческий;
игровые;
информационно-практико-ориентированные;
творческие;
смешанные.
2. Продолжительность проекта:
краткосрочные (1- 2 занятия);
среднесрочные;
долгосрочные (в течение учебного года).
3. Этапы проекта (6 П):
Проблема.
Главная роль принадлежит педагогу, он формулирует цель, задачи, вводит игровую ситуацию.
Планирование.
Педагог осуществляет тематическое планирование по выбранной проблеме, включает детей в работу, используя модель трёх вопросов: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Поиск информации.
Педагог по необходимости оказывает практическую помощь детям. Поиск информации осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников.
Продукт деятельности.
У детей формируются специфические знания, умения и навыки.
Презентация результатов проекта.
Портфолио,
в которое оформляются материалы (фото, рисунки, макеты,альбомы).
4. Паспорт проекта
включает следующую информацию (дано с примером проекта по изучению рек России):
Полное название (Пример: Изучение рек нашей Родины).
Авторы.
Актуальность (Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения).
Проблема (Изучение рек).
Цель (Знакомство с реками родной страны, их значением в жизни человека,влиянием на разнообразие растительного и животного мира).
Задачи (Формировать и систематизировать знания о природе родной страны, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, воспитывать нравственное отношение к природе).
Сроки реализации (в течение учебного года-долгосрочный проект).
Место проведения (детский сад, музей-заповедник «Красная горка»).
Участники (дети 6 — 7 лет).
Тип проекта (смешанный).
Этапы реализации. (подготовительный этап — создание проблемной ситуации, актуальной для ребёнка: В детском саду используют бутилированную воду, дома ребёнок пьёт воду, пропущенную через фильтр. Почему нельзя пить воду из-под крана? Откуда к нам поступает вода? Какая она?; основной — педагог организует различные виды деятельности детей в соответствии с планом проекта, заключительный этап — можно организовать тематическую викторину, в которой дети покажут свои знания, организовать выставку творческих работ, написать домашние сочинения о реках России).
Ресурсы (познавательная литература, интернет-ресурсы, фото- и видеоматериалы и т. д.).
Реализация проекта (непосредственно образовательная деятельность с игровой мотивацией: Путешествие по рекам России; экскурсия в музей-заповедник на берегу реки Томь, просмотр тематических документальных сюжетов, совместная и самостоятельная творческая деятельность, проведение экологической акции в защиту рек,экологический досуг, организация предметно-развивающей среды).
Ожидаемые конечные результаты (высокий уровень знаний детей о реках родной страны, составление карты России с указанием крупнейших рек, организация фотовыставки «Реки России», бережное отношение к природе родного края и природным ресурсам).
Метод проектов побуждает педагогов раскрывать свой профессиональный и творческий потенциал, активно включает родителей в процесс обучения и развития детей, формирует у детей умение самостоятельно решать поставленную проблему.