Юлия Вертинская
Математическое развитие ребенка 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие ребенка шести - семи лет
1. Развитие счетной деятельности детей седьмого года жизни
В подготовительной группе большое внимание уделяется вопросам нумерации чисел первого десятка. Дети усваивают:
как образуется каждое число при счёте;
как называется каждое число и как оно записывается — цифрой;
какое место занимает каждое число в ряду от 0 до 10;
Публикация «Математическое развитие ребенка 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
после какого числа и перед каким числом его называют во время счета;
какие количественные отношения между данным числом и соседними числами, а также другими числами ряда;
из каких двух меньших чисел оно образуется.
2. Ознакомление детей с составом числа из двух меньших чисел
В этой группе дети учатся определять количественный состав чисел из двух меньших в пределах десяти. Задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деятельности. К пониманию состава числа детей готовят на протяжении всех лет обучения в детском саду в процессе выполнения упражнений с множествами. Они создают множества, объединяя небольшие множества вместе, делят их на части, сравнивают между собой. Эти упражнения способствуют созданию чувственной ос-новы для изучения состава числа. Основная цель этих упражнений — понять, что число, как и множество, можно создать из частей, групп, других чисел, общее количество которых соответствует заданному множеству или числу.
3. Методика ознакомления детей с арифметическими задачами и примерами
Детей в подготовительной группе знакомят с арифметическими действиями — сложение и вычитание. Эта работа проводится поэтапно. На нескольких занятиях следует раскрыть взаимосвязь между действиями сложения и вычитания. Ознакомление проводится на основе рассматривания рисунков, по которым можно составить задачи на сложение и вычитание. После использования определенного количества упражнений дети должны уметь сделать вывод: если от суммы отнять второе слагаемое, то мы получим первое слагаемое. Понимание взаимосвязи между сложением и вычитанием используется в дальнейшем при проверке правильности ответа.
4. Формирование представлений о размере предметов
В подготовительной группе детей знакомят с такими единицами измерения величин: килограмм, метр, литр, сантиметр.
Дети знакомятся с сантиметровой шкалой линейки, учатся измерять отрезки линейкой.
Начиная обучение измерению, следует показать разнообразие мер и приёмов измерения. Условной мерой могут быть (для длины) веревочки, палочки (для объёма) ложки, стаканы и т. д. Меру выбирают так, чтобы она могла уложиться в измеряемом предмете целое количество раз.
Чтобы избежать возможных типичных ошибок при измерении с самого начала, необходимо, чтобы между откладываемыми мерами не оставалось пространства, мера не накладывалась на уже измеренное. Откладывание мер объединяется со счетом их и за-канчивается количеством мерок.
5. Формирование геометрических понятий
В подготовительной к школе группе работа по формированию понятий о форме и геометрических фигурах как эталонах формы предметов направлена на дальнейшую систематизацию и закрепление знаний о форме, на развитие умений использовать знания в любых измененных условиях. Закрепляя знания о многоугольниках, дети могут выкладывать их из палочек, самостоятельно определять, сколько необходимо использовать палочек, чтобы получить треугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.
6. Формирование представлений и понятий о пространстве
В подготовительной группе развитие пространственных восприятий и представлений рассматривается как один из самых важных компонентов подготовки к обучению в школе. Закрепляются умения находить центр, середину, верхнюю и нижнюю части страницы, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую стороны листа тетради. С этой целью используются разные методические приемы. На первых этапах работы рассматривают, анализируют и описывают размещение предметов, игрушек, геометрического материала на иллюстрациях, карточках. На следующих занятиях большую роль играют зрительные, а потом слуховые диктанты.
7. Ориентирование во времени
В группе детей седьмого года жизни предусмотрено ознакомление с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Ориентирование во времени приобретает все более совершенные формы: дети должны при выполнении практических заданий укладываться в отведенное для этого время, планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и песочным часам.
Благодаря целенаправленной работе формируются представления и понятия о некоторых особенностях времени: объективность, т. е. невозможность ускорить, изменить его; необратимость — время всегда идет вперед, нельзя вернуть день вчерашний. На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность экономии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особыми оборудованием — часами. Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируются понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.
Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив. Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков. Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Для воспитателя подготовительной группы особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. д. При этом следует ориентироваться на такие показатели:
— объем математических знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду;
— качество математических знаний : осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности;
— уровень умений и навыков учебной деятельности;
— степень развития познавательных интересов и способностей;
— особенности развития речи (усвоение математической терминологии);
— положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;
— уровень познавательной активности.
Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более — степень сформированности познавательных интересов и способностей. В связи с этим для выделения общеучебных умений надо подбирать задания попарно: например, первое задание — угадай, расскажи, посчитай, покажи т. п., второе — сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание для детей сложнее, но именно его выполнение свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к школе.
Изучать уровень готовности детей шести - семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.
Важный показатель при обследовании — продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам, особенности умственного развития и учебной деятельности. Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю \ создать представление об особенностях речи детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке.