Ольга Иванова
Методические пособия по использованию мнемотехники в работе с детьми с нарушением интеллекта
Методические пособия по использованию мнемотехники в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Пояснительная записка
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
Публикация «Методические пособия по использованию мнемотехники в работе с детьми с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т. д.).
Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических работников Организации) и детей.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
• недостаточный словарный запас;
• плохая дикция.
При изучении индивидуального речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Потребности ДОУ в разработке данного пособия :
1. Обеспечение условий для развития связной речи у дошкольников;
Цель псобия:
Изучение возможности использования приёмов мнемотехники в развитии речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи проекта:
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Новизна пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы, аудиальный (слышат пояснение педагогов).
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Мнемотаблицы используются в следующих случаях :
• Для обогащения словарного запаса детей
• При обучении составления рассказов описания
• При отгадывании и загадывании загадок
• При заучивании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т. А. Ткаченко (предметно-схематические модели, Т. В. Воробьёвой (сенсорно-графические схемы, Т. В. Большевой (коллаж, В. П. Глухова (блоки-квадраты, Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа)
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью :
• Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
• Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
• Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
• Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания.
Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3. После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы и образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Мнемотаблицы
особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком.
Этапы работы над стихотворением (см. приложение) :
• Выразительное чтение стихотворения.
• Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
• Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.
• Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.
• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
• Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Описательный рассказ.
Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предметов и вносить их в мнемотаблицу.
Как работать с пособием
Методическое пособие предназначено для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
В методическом пособии представлен практический материал по 15 лексическим темам в виде 40 дидактических карт. В рамках одной лексической темы материал расположен по видам работ :
- примерный рассказ с опорой на мнемотаблицу ;
- заучивание стихотворений с опорой на мнемокарточки ;
- отгадывание и заучивание загадки (в стихотворной форме) с опорой на мнемотаблицу и /или составление собственной мнемотаблицы;
- план для составления рассказа-описания (связного рассказа) с опорой на мнемотаблицу.
Для оказания квалифицированной коррекционной помощи ребенку в ДОУ выстраивается система междисциплинарного взаимодействия педагогов: учитель-дефектолог – воспитатель. Материалы, размещенные в одной лексической теме, используются педагогами ДОУ понедельно, в разных видах деятельности: совместной, самостоятельной и организационной (индивидуально, в парах, в группах коррекции на занятиях и т. д.). То есть, один и тот же материал воспроизводится многократно, причем в разных условиях, как для решения общих образовательных, так и узкопрофессиональных коррекционных задач, что особенно важно для детей с ОВЗ. Увеличение кратности повторов (благодаря совместным усилиям педагогов) усиливает эффект коррекционного воздействия и способствует более полному усвоению материала, повышает самооценку ребенка. Совместная работа педагогов в рамках одной лексической темы (одного образовательного события) позволяет правильно распределять индивидуальную нагрузку в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
В течение одной недели целесообразно использовать от одной до двух мнемотаблиц - для работы с детьми группы среднего возраста, и от двух до трех мнемотаблиц - для работы с детьми групп старшего дошкольного возраста.
В приложении представлен материал, успешно апробированный в работе с детьми с ОВЗ со сложными дефектами. Данный материал может варьироваться и дополняться. Специалисты вправе самостоятельно выбирать и определять количество используемого материала с ребенком в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей ребенка с ОВЗ.
Заключение
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ со сложными дефектами способствует преодолению данных нарушений. Помимо этого значительно сокращается время запоминания речевого материала. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении.
В результате работы с мнемотаблицами у ребенка :
- развивается ассоциативное мышление;
- развивается зрительное и слуховое внимание;
- развивается зрительная и слуховая память;
- улучшаются графомоторные навыки;
- повышается интерес к занятиям;
- повышается уровень умственного развития.
У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью развивается умение фиксировать это в рисунке и использовать кодированную информацию по истечении какого-то времени.
Кроме того, в работу с мнемотаблицами активно включаются родители, которые становятся первыми помощниками педагогов в закреплении полученных достижений у детей. Именно на родителях дошкольников с ОВЗ проверяют понятность своих мнемотаблиц.
Использование мнемотехники с детьми способствует развитию всех компонентов речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, формированию универсальных учебно – игровых действий, а также включению родителей в коррекционно-развивающий процесс ДОУ, то есть является эффективным и незаменимым приемом работы.