гагарина оксана
Методические рекомендации для воспитателей «Использование элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности»
Образовательная деятельность по формированию творческого воображения (РТВ) – это импровизация, игра, мистификация. Вся образовательная деятельность проводится с музыкальным воспитанием, формированием речи, ознакомлением с окружающим.
Принцип проведения НОД - от простого к сложному. Но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила:
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Использование элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал : цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, уголь, глину, камешки, ракушки, клей, пластилин, различный бросовый материал и др. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания в саду, если это невозможно, то вовремя занятия обязательно;
-выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различным материалам должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера и др.
-ребенка необходимо научить различать технике изображения на обучающих НОД, учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различные виды.
Я остановила свой выбор на таких техниках рисования, которые приведены ниже:
1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью. Хорошо использовать «пальцевую живопись»
2. Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или бумагу, или стекло. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.
3. Рисунок свечой.
4. Рисование по мокрой бумаге.
5. Рисование щеткой.
6. Коллаж.
7. Объемная аппликация.
8. Кляксография.
9. Точечный рисунок.
10. Рисунок скомканной и сжатой бумагой и др.
Составила перспективное планирование (приложение № 3) на старшую группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей старшего возраста. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка и со всей группой.
А также составила примерное программное содержание НОД по РТВ. (Приложение№1)
С чего начать работу?
1 этап: познакомить детей с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формировать.
Поиграть с детьми в игру «На что это похоже?». Показать детям листы с изображением геометрических форм, ломанных и округлых линий, потом сочетание форм и линий, попытайтесь назвать с детьми как можно больше предметов, напоминающих по форме увиденное. Если дети затрудняются назвать несколько предметов, похожих на нарисованную форму, можно провести серии занятий.
2 этап: занятия (НОД)
1 занятие - листочки бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами (на каждом листе одна);
2 занятие – листочки бумаги с нарисованными на них листочками по две- три геометрические фигуры;
3 занятие – листочки с нарисованными на них различными линиями - округлыми, ломанными.
4 занятие – листочки с наклеенными на них обрезками ткани самой причудливой формы, однотонные, с рисунком.
Особенности этих занятий: листочков бумаги должно быть больше, чем детей, т. к дети в этом возрасте еще «обезьянки» и могут выбрать такой же лист, как взял товарищ. Листы должны быть разложены так, чтобы дети могли походить среди них, подумать и выбрать нужный лист. По ходу объяснения можно предложить детям закрыть глаза и увидеть (представить) свой рисунок.
Пример НОД: (приложении №2.)
«Волшебный кружок»
«Фантазии мои»
«А что было потом?»
«Салат из сказок»
«Карнавал»
«Приключение бороды Деда Мороза»
«Жители Тили - Пили- Мили»
«Новый колобок»
«Сказки в кривом зеркале» и другие.
Циклы НОД:
«Новогодний»
«Фантастические страны»
«Сказки»
«Кубизм» (рисование + аппликация)
«Авангард»
«Рисуем музыку»
«Чудо - дерево»
«Композиция из гербария»
«Лепим чудо»