людмила николаева
Методические рекомендации по работе с дидактическим пособием «Банкомат»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Окский детский сад»
Методические рекомендации :
Развивающее дидактическое пособие «Банкомат»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Николаева Людмила Петровна.
П. Окский.
Февраль 2022г.
Актуальность
Публикация «Методические рекомендации по работе с дидактическим пособием „Банкомат“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Банкомат
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Дидактические игры
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Аннотация. Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями, наблюдают и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне. С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но в современных школах мало учат практическим навыкам, необходимые для успешной жизни. Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Конечно же малышам такие знания должны подаваться в виде игр и увлекательных заданий.
Введение. Данное пособие «Банкомат Мир Сбер» предназначено для игровой деятельности детей дошкольного возраста,направлено на приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, купюр наличные банковская ката, банкомат, терминал, стоимость, менять, продавать и т. п.) через проведение разнообразных игр. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут игры, а наиболее интересным и доступным для детского восприятия поможет дидактическое пособие «Банкомат МирСбер», которое позволит активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Таким образом, идея создания дидактического пособия в основе своей практической деятельности в первую очередь способствует развитию у детей предпосылок экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Дошкольники смогут поиграть с макетом банкомата, оплачивая покупки, услуги, научатся правильно пользоваться банкоматом, пластиковой картой, знакомятся с денежными купюрами.
Методическая ценность : Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной игровой деятельности педагога и воспитанников.
Возможность использования: пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Дидактическое пособие хорошо подходит для игр в группах, индивидуальной и самостоятельной деятельности воспитанников. Предполагает использования его в работе с детьми от 4 до 7 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной и игровой деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
Преимущества данного пособия : Возможно, использовать в самостоятельной и совместной игровой деятельности детей дошкольного возраста. Достаточно сложен в изготовлении, но очень удобно в использовании, легко перемещается в групповом пространстве. Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие. Развивает познавательный интерес и познавательную активность.
Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, развивает речь ребенка Специально подобранные игры, оживляют путь познания сложных экономических явлений. В игре ребенок получает радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста речевых понятий связанных со значением и употреблением денежных средств.
Задачи
1. Образовательные
• Активизировать обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; денежная купюра, наличные, банковская карта, банкомат.
• Формирование знаний воспитанников о предназначении банкомата, его функции и особенностях работы.
• Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
2. Развивающие
• Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов.
• Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитательные
• Воспитание уважения к труду взрослых.
• Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
• Воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание познавать новое.
Основная часть
Для создания «банкомата» необходимо: плотный картонный лист размером 60см на 60см., малярный скотч, горячий клей, самоклеящаяся бумага синяя красная, бумага для принтера белая синяя, канцелярский нож, ножницы, клей, линейка, простой карандаш. Для механизма понадобятся деревянный шпашки, резинка, деревянные палочки длинной 30см.
На широкой стороне сверху и на передней стороне отмечаем прямоугольник нужного вам размера. Делаем надрезы по боковым сторонам этого прямоугольника. Прогибаем его внутрь. На передней стороне справа вырезаем слоты для карты, внизу слева – для денег. Все швы проклеиваем грячем клеем. Слоты для денег, карту, оформляем самоклейкой, чтобы не было острых краев. Всю коробку обклеиваем синей бумагой, зону под дисплей прикрепляем прозрачный кармашек в него вставляем сменный картинки, вставите карточку, введите пинкод, ведите сумму. Клавиши взяты от старой ненужной клавиатуры, которые прикреплены к кусочкам поролона.
На задней стороне коробки вырезана дверца из плотного картона с шпингалетом для открывания. Внутри коробки находится механизм для выдачи наличных. Деньги закладываются маленькую отдельно сделанную коробочку размером с купюру, затем аккуратно вставляется во внутрь банкомата. Работа механизма : сначала вставляется пластиковая карта, которая расправляет механизм, затем вводится пин код, карта вынимается нажимается ентр, купюра выходит.
Игра №1. «Дети размышляют»
Задать детям вопросы.
Цель игры: развивает речь, мышление и кругозор.
Например: Как ты понимаешь…
• Что такое деньги? (Деньги — это бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена.
• Зачем нужны деньги?
• Как называются деньги России?.
• От куда взрослые берут деньги?
• Кто зарабатывает деньги?
• Кем работают ваши родители?
• Что они получают за это?
• Куда приходит заработная плата.
• Зачем нужна пластиковая ката?
• Что такое банкомат?
• Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
• Что будет, если покупать все, что захочется?
Игра№2. «Для чего нам нужны деньги?» (дети становятся в круг)
Воспитатель: Я бросаю мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
- для оплаты проезда в автобусе, такси, поезде;
- для покупки продуктов;
- для покупки лекарств;
- для покупки игрушек;
- для поездки на отдых;
- для оплаты коммунальных услуг;
-для покупки обуви;
- для оплаты учёбы;
- для оплаты парковки;
- для покупки одежды;
Воспитатель: Ребята, скажите, а деньги растут на деревьях? Или может они падают с неба как дождь или снег? (Ответы детей) Тогда откуда взрослые, ваши мамы и папы берут деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, они их зарабатывают, ходят каждый день на работу, трудятся и получают за это деньги, которые называются «зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет.
Практическое задание «Найди российские деньги»
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей
- Посмотрите сколько у меня разных денег. (Демонстрация разных купюр 50 руб 100 500 5000)
- Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).
- Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей монеты
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги как называются? (купюрами).
Практическое задание «Банковская карточка»
Воспитатель: что такое пластиковая карта?
полностью называется банковская платежная карточка. Это кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазинах, за коммунальные услуги. При помощи карты мы можем получить наличные деньги.
Практическое задание Банкомат»
А как называется устройство, при помощи которого мы
можем снимать, класть, переводить деньги?
Воспитатель: где мы можем встретить банкоматы?
Что такое банкомат?
Банкомат — устройство робот, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а для чего нужны банкоматы? ответы детей.
- Правильно, люди могут зайти и воспользоваться банкоматом в любое время : снять или положить наличные деньги, перечислить деньги, оплатить услуги.
- А как вы думаете, что нужно, чтобы воспользоваться банкоматом? ответы Сейчас я покажу, как надо выполнять те или иные действия с картой, но это могут сделать только взрослые. Что мы видим на дисплей?Я беру карточку вот за эту эмблемку и вставляю в банкомат и жду, что мне напишет банкомат. Он такой умный, руководит клиентом. Он мне написал, введите пин-код. Пин-код, это такие секретные цифры, которые знаю для своей карты только я. Ввожу пин-код. Мне нужно снять деньги. Я печатаю сколько. И жду дальше. Банкомат мне отдаст сначала карточку, а потом деньги. Беру карту и деньги и убираю в сумочку. Обращая внимание детей, что с картой надо обращаться бережно, чтобы ее не потерять и не испортить.
Игра№3. «Снять деньги со счёта»
- дети по очереди подходят к банкомату, в одну из прорезей (1);
- вставляют игровую банковскую карт, набирают свой, придуманный заранее
PIN-код;
- затем набирают необходимую сумму, которая им необходима;
- затем ребёнок нажимает кнопку «завершить обслуживание», забирает свою
карту из прорези;
- далее подходит к банкомату другой играющий
Игра №4. «Кто кем работает?»
Цель: закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал: картинки с изображениями людей разных профессий.
Ход игры:
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь на картинки, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Игра№5. «Мини-банк»
Цель: Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Ход практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Игра №6.«Что сколько стоит».
Цель: познакомить с понятием «цена».
Задачи:
1) Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
2) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
3) Формировать умения классифицировать «товар»
Ход игры:
Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.
Игра№7 «Сдача».
Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Задачи:
1) Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки.
2) Формировать умение давать сдачу.
3) Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
4) Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.
Ход игры:
У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров
определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель
проверяет ее.
Пособие «Банкомат Мир Сбер» также можно широко используется в сюжетно-ролевых играх «Пиццерия», «Магазин», «Аптека», «Ателье», «Гараж», «Парикмахерская».
Список литературы:
1. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. 2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) - Калининград, 2013 3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. 4. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. 5. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018 6. Антонова Ю. Обсуждаем и играем.