Надежда Солодягина
Методическая разработка «Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Бесспорно, что фундамент духовности, нравственно-развитой личности закладывается с детства.
Наиболее значимым средством воспитания является приобщение детей к музыке. Необычайные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов.
Знакомство детей с русскими народными инструментами способствуют приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, их музыкальному и общекультурному развитию.
Публикация «Методическая разработка „Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Правильный подход к воспитанию детей и музыкальному воспитанию в частности, может помочь всесторонне развить личность ребенка, раскрыть его музыкальные способности. В дальнейшем это поможет дошкольникам самостоятельно организовывать разные виды деятельности, позволит ребёнку найти свое место на занятии независимо от уровня развития музыкальных способностей.
С целью развития музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному творчеству было разработано мероприятие – музыкальная гостиная «Знакомство с русскими народными инструментами»
Участники (дети дошкольного возраста 2 – ой год обучения). Предполагается, что дети имеют общие понятия о народных музыкальных инструментах. Данные знания закрепляются в ходе проведения гостиной.
Обязательное присутствие на мероприятии родителей имеет две цели:
1. в ходе мероприятия создается благоприятная атмосфера для сближения детей и родителей.
2. родители получают установку на продолжение работы по развитию интереса к русской культуре в домашних условиях.
В ходе проведения мероприятия решаются следующие задачи:
1. Знакомство детей с русскими народными инструментами.
2. Создание условий для развития музыкального слуха, его ладовысотного и метроритмического компонентов через ознакомление с народным музыкальным репертуаром.
3. Развитие навыков выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений.
4. Формирование положительного отношения и интереса к народной музыке.
Необходимое оборудование, инструменты и материалы :
• Мольберт, стол.
• Изображение русских народных инструментов (открытки или фотографии, можно настоящие инструменты если есть).
• Аудиозапись оркестра русских народных инструментов.
• Запись звучание отдельных инструментов.
• Загадки, кроссворд.
• Музыкальные инструменты : балалайка, трещотка, бубен, дудочка, свистулька, гусли, ложки.
• Музыкальный центр.
• Электропианино.
Оформление помещения:
Зал оформлен в стиле русской избы : на стенах русские народные платки, самотканые дорожки, лавки для детей и родителей, стол на столе самовар, сундук на котором лежат необходимые инструменты, которые обозначены в кроссворде и те, на которых дети и родители играют в оркестре.
Предполагаемый результат:
• Расширенные представления о русских народных инструментах
• Навыки игры на музыкальных инструментах
• Проявление интереса
• Положительной эмоциональный отклик
Критерии оценки деятельности детей на занятии
• Активность
• Самостоятельность
• Взаимодействие со сверстниками и взрослым
• Эмоциональность
• Проявление волевых усилий
• Самооценка и другое.
Ход
Дети заходят в музыкальный зал и встают в круг. Педагог:
Декламирует совместно с детьми стихотворение «Здравствуйте».
Здравствуйте, мы скажем человеку, Здравствуй, улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Педагог:
Ребята, я приглашаю вас сегодня вместе со мной узнать о музыке русского народа. А чтоб узнать, мы отгадаем кроссворд.
Я приготовила для вас Кроссворд с загадками. Слушать надо внимательно, отгадки называть, не выкрикивая. Если правильно назовете отгадку, то она появится из сундучка.
Родителям предлагаю принять активное участие в разгадывании кроссворда.
(На мольберте картинки музыкальных инструментов, на сундуке настоящие инструменты)
Загадки
1. Инструмент у музыканта – он у нас не без таланта! Как на кнопки нажимает, громко музыка играет.
Кажется: звучит орган, Хоть в руках простой –. (Баян) 2. Очень весело поет, если дуете в нее.
Вы все на ней играете и сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда, не палочка, не трубочка, А что же это?. (Дудочка)
3. У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка, Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
4. Семь подружек голосистых, семь звоночков серебристых Дружно, весело живут, звонко песенки поют. (Ноты)
5. Деревяшка, три струны, натянутых, тонких. Вы узнать её должны! Поёт очень звонко.
Поскорее угадай-ка. Что же это? –. (Балалайка). 6. Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
(Педагог вписывает отгаданные слова, а дети и кто – нибудь из родителей показывают отгадку).
Педагог:
Что бывает народным?
Дети и родители: Инструменты, песни, сказки, костюмы.
Педагог: Уважаемые родители, назовите, какие русские народные песни вы знаете?
Родители по очереди отвечают.
Педагог: А теперь попробуйте назвать русские народные сказки, а дети вам помогут. Молодцы. Теперь, назовите русские народные инструменты, которых сегодня еще не называли. Далее будет задание сложнее, надо будет угадать русский народный инструмент по звучанию.
Звучат в записи русские народные инструменты, дети и родители отгадывают, какой инструмент звучит.
Педагог: А как называется коллектив музыкантов, который играет на русских народных инструментах?
Дети: Оркестр.
Педагог: Кто руководит оркестром?
Дети: Дирижёр.
Педагог: Назовите русские народные инструменты.
Дети и родители: балалайка, ложки, трещотки, свистульки, бубны, дудочки,
Педагог: Замечательно, вы много назвали русских народных инструментов.
А, что делают трещотки?
Дети: Трещат.
Педагог: А свистульки?
Дети: Свистят.
Педагог: А балалайка? Вы знаете, почему её назвали балалайкой? (если дети затрудняются ответить, то обращаюсь к родителям. Если же почему – то и родители не дают ответа, то объясняю.
Слово балалайка произошло от слова балагурить, балаболить, баловаться. (педагог показывает балалайку, перебирает струны)
А как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети и родители: Балалаечником.
Педагог: Как называют музыканта, который играет на ложках, на баяне, на гуслях? И т. д. Здесь тоже помогают детям отвечать родители (баянисты, ложкари, гусляры). Ребята, сегодня мы с вами поиграем на деревянных ложках в игру: «Повтори ритм». Ддя начала давайте вспомним, что есть у ложки? (черенок – ручку и черпачок). Возьмите ложки правильно, за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом (Показать).
Педагог:
А теперь я предлагаю всем нам (дети и родители) поиграть на русских народных инструментах.
Оркестр совместно родители и дети: «Песня извозчика»
Педагог: Вот и подошла к концу наша музыкальная гостиная. Сегодня мы с вами поговорили о русских народных инструментах, увидели их. Узнали, почему балалайку так называют. Как называют оркестры, в которых играют только на одном русском народном инструменте. Спасибо всем за активное участие
Дети и родители: До свидания! (пропевают за педагогом, как эхо).