Елена Зубачёва
Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ №33»Малинка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ №33»Малинка»
Зубачёва Елена Витальевна
г. Ульяновск,
2017г.
Введение
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
Публикация «Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы
Проблема развития творческих способностей в художественно-продуктивной деятельности становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Современные технологии воспитания и обучения, используемые в практике работы дошкольных учреждений ориентированы в основном на формирование изобразительных умений, навыков. Недостаточно внимания уделяется обучению технике рисования, что отражается на развитии творческих способностей детей. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Актуальность темы оытно-практической работы подтверждена исследованиями учёных Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, Т. А. Котляковой
Проблема исследования. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца». Однако возникает проблема, которая характеризуется наличием противоречия между достаточной разработанностью темы исследования в теории и недостаточной реализацией теоретических положений в практике работы детских садов. Анализ педагогической практики показал, что часто изобразительная деятельность детей носит репродуктивный характер. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. Актуальным становится вопрос о том, каким образом можно осуществлять развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования? Какие условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования?
Объект исследования — процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить условия необходимые и достаточные для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
• Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей в рисовании
• Выявить роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников;
• разработать совместную образовательную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования и апробировать на практике эффективность их использования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраст Опытно-практическая работа с детьми старшей группы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования проводилась на базе МБДОУ №104 г. Ульяновска. Для работы была выбрана подгруппа детей в количестве 10 человек, в возрасте от 5 до 6 лет :
Цель первичной диагностики: выявить уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих способностей детей старшей группы.
В процессе первичной диагностики использовались следующие методы педагогического исследования: диагностические творческие задания, наблюдение за деятельностью детей;
Методика проведения первичной диагностики. Детям старшей группы было предложено выполнить ряд творческих заданий:
№1. Нарисовать натюрморт.
№2. Нарисовать пейзаж («Картинку о весне)
Анализ детских работ осуществляется на основе критериев для оценки уровня развития детского изобразительного творчества, разработанных Т. С. Комаровой.
Таким образом, результаты первичной диагностики показали:
0% - высокий уровень (ни одного ребенка);
60% - средний уровень (6 детей);
40% - низкий
первичной диагностики свидетельствуют о том, что дети с высоким уровень (4 ребенка).
Вывод: Результаты уровнем творческих способностей в данной группе отсутствуют; изобразительные и технические умения сформированы на низком и среднем уровне, нетрадиционные техники изображения не использовались, творческие проявления в детских работах не наблюдались. Наблюдение за деятельностью детей в процессе рисования показало, что дети затруднялись в определении замысла, в отборе художественных средств, приёмов, техник изображения для воплощения образов в рисунке. Качественный анализ детских работ свидетельствует о том, что технические умения находятся в стадии формирования: недостаточно владеют умением закрашивать предмет в одном направлении, не умеют регулировать силу нажима на кисть, рисовать мелкие детали кончиком кисти. Строение предметов, форму частей передают, но нарушают пропорции, величинные
соотношения.
Результаты первичной диагностики обусловили выбор целей опытно-практической работы с детьми старшей группы
Цели опытно – практической работы:
• Спроектировать совместную образовательную деятельность по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения в старшей группе с целью развития творческих способностей;
• Отобрать цели, содержание работы, дидактические средства, нетрадиционные техники рисования, наиболее эффективные методы и приемы развития творческих способностей, составить конспекты СОД, представить образцы, наглядность;
• Осуществить педагогическую деятельность с детьми, провести комплекс занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;
• Проанализировать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей.
Развитие творческих способностей детей старшей группы средствами нетрадиционных техник рисования осуществлялось с учетом результатов первичной диагностики и требований примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
На основе требований программы были сформулированы задачи по развитию творческих способностей у детей старшей группы :
1. Изобразительные задачи:
• Закреплять умение рисовать предметы с натуры, передавая строение, форму частей, пропорции, цвет;
• Закрепить умение рисовать сюжетную композицию, передавая формы предмета, место действия, соответствующие цветосочетания;
• Учить рисовать портрет человека передавать настроение, чувства, выражение лица, глаз, позу, одежду.
2. Технические задачи :
• Совершенствовать умение выполнять набросок, смешивать краски на палитре;
• Учить использовать прием наложения цвета на цвет;
• Совершенствовать умение рисовать мелкие детали кончиком кисти;
• Закреплять умение использовать в рисунке традиционных и нетрадиционных техник изображения : набрызг, оттиск поролоном, губкой, печать по трафарету, монотипия, граттаж, кляксография, обведение руки и предметов по контуру и др.
3. Задачи по развитию творческих способностей:
• Развивать художественно-творческие способности через умение самостоятельно определять замысел, отбирать содержание, замысел рисунка, композицию, подбирать цветосочетания; комбинировать знакомые техники, способы и приемы рисования.
• Формировать способность к самостоятельному поиску и нахождению оригинальных приёмов решения творческих задач;
• Учить проявляет творческую инициативу, в определении замысла, в отборе художественных средств, способов приемов, традиционных и нетрадиционных техник изображения;
• Формировать способность творить по законам красоты, создавать выразительные, оригинальные образы предметов и явлений; находить адекватные выразительные средства воплощения образов;
• Учить вносить дополнения, изменения, изображать дополнительные детали, создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.
В соответствии с вышеуказанными задачами был разработан перспективный план совместной образовательной деятельности (далее СОД) по развитию творческих способностей у детей старшей группы, разработаны конспекты СОД и проведена с детьми педагогическая работа.
С детьми были проведена СОД на тему:
-«Прощай. лето»
-«Осенний переполох»
-«»Зимущка зима».»Космос»
Наиболее эффективными методами в развитии творческих способностей оказались следующие методы обучения:
1. Информационно-рецептивный метод позволяет обучить детей новым способам и нетрадиционным техникам изображения (обследование игрушки, рассматривание предмета, картин, иллюстраций, использование образца, показ и объяснение приёмов работы, анализ детских работ);
2. Репродуктивный метод помогает сформировать практические умения и навыки использования нетрадиционных техник изображения в продуктивной деятельности (репродуктивная беседа, показ ребёнком способов изображения, упражнения и другие)
3. Эвристический метод направлен на поэлементное обучение творческой деятельности
• эвристическая беседа развивает воображение детей – «Представь, что ты попал в картину, что вы там увидели? А что произой дёт дальше нарисуй!», Как спасти колобка от лисы? Во что его можно превратить? Нарисуйте!
• незаконченный образец – «нарисуйте волшнбное дерево или несуществующее животное»; «дорисуй кружочек, кляксу, «что забыл нарисовать художник?»)
4. Исследовательский метод развивает творческие способности дошкольников (творческие задания, самостоятельность в определении замысла, выборе способов и техник изображения
5. Игровые методы позитивно влияют на эмоциональную сферу детей, вызывают желание творить (использование игровых ситуаций, игровые роли, обыгрывание игровых персонажей, сказочные путешествия)
Важным условием, содействующим развитию творческих способностей старших дошкольников является наличие «Центр творчества» в группе, который содержит традиционный и нетрадиционный материал
• цветные карандаши; восковые мелки,
• акварельные краски, гуашь;
• листы бумаги различной формы;
• щетинные кисти, ватные палочки, щетки;
• поролон, штампы, печати;
• трафареты, вырезанные картинки;
• природный материал и т. д.
Развитие творческих способностей детей старшей группы средствами нетрадиционных техник рисования
Выявление уровня эффективности работы в развитии творческих способностей детей старшей группы средствами нетрадиционных техник изображения
Цели вторичной диагностики:
• выявить эффективность работы в развитии изобразительных, технических умений и творческих способностей детей старшей группы;
• осуществить сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики изобразительных, технических умений и творческих способностей детей старшей группы.
Методика проведения вторичной диагностики осталась прежней.
На этапе вторичной диагностики детям старшей группы было предложено выполнить творческие задания:
№1. Нарисовать натюрморт.
№2. Нарисовать пейзаж (картинку о весне).
Цель: выявить уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений
Анализ детских работ осуществлялся на основе критериев для оценки уровня развития детского изобразительного творчества, разработанных Т. С. Комаровой.
Таким образом, данные вторичной диагностики, выявляющей уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений показали следующие результаты:
Высокий уровень сформированности творческих проявлений демонстрировали 5 детей, что составляет — 50%.
Средний уровень - 5 детей — 50%.
Низкий уровень — отсутствует.
Вывод: Результаты вторичной диагностики, выявляющей уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений показали:
50% детей с высоким уровнем творческих проявлений - стали проявлять самостоятельность в определении замысла, в отборе художественных средств, способов и приемов, традиционных и нетрадиционных техник изображения; в создании выразительных, оригинальных образов предметов и явлений в рисунке;
50% детей со средним уровнем творческих проявлений – создавали в рисунке недостаточно полное изображение, наблюдались незначительные искажения в передаче формы, величины; недостаточно сформированы технические умения.
Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики представлен диаграммами.
Проанализировав проведенную работу с детьми по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник, можно сделать следующие выводы:
1. Спроектированная СОД с использованием нетрадиционных техник изображения в старшей группе оказалась эффективной в развитии художественно-творческих способностей (чувства цвета, ритма, композиции, образное видение, позволяющих успешно решать творческие задачи.
2. СОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения способствовало появлению интереса у детей к нетрадиционным способам рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
3. Дети стали демонстрировать творческую инициативу в определении замысла, в отборе художественных средств, способов приемов, традиционных и нетрадиционных техник изображения; находить адекватные выразительные средства воплощения образов; вносить дополнения, изменения, изображать дополнительные детали, создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов; научились создавать выразительные, оригинальные образы предметов и явлений в рисунке.
Таким образом, результаты проведенной вторичной диагностики показали, что применение нетрадиционных техник рисования влияет на уровень развития художественно-творческих способностей детей.
Заключение:
Проведё нное теоретическое исследование и опытно практическая работа с детьми позволила сформулировать следующие выводы:
1. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством развития творческих способностей и детского изобразительного творчества.
2. В результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в процессе обучения и воспитания детей формируется интерес к художественной деятельности, развивается художественно-творческие способности к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. У детей растёт интерес к самостоятельной активности, проявлению инициативы в художественной деятельности, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира и произведения искусства.
3. Художественное творчество детей дошкольного возраста - это создание ребенком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунка, дополнение к уже известным ранее не использованных деталям, придумывание новых сюжетных элементов, действий, использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
4. Одним из наиболее важных условий успешного развития творческих способностей ребенка в рисовании является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выражать самого себя.
5. В ходе опытно-практической работы была определена программа повышения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, определены условия и приемы, при которых развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными.
6. Итоги опытно-практической показали, что уровень развития творческих способностей детей значительно повысился. В ходе проделанной работы было замечено, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, они чаще стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения.
7. По итогам проведенного исследования можно заключить, что обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует их познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию творческих способностей.