Татьяна Растегаева
Занятие в подготовительной группе «Путешествие в Лего-лабораторию человеческого тела»
Цель:
Знакомство со строением, функциями человеческого тела и основами безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
-Способствовать формированию представлений детей об организме человека, о строении и функциях человеческого тела, познакомить с принципами здорового образа жизни;
-Познакомить с названиями частей человеческого тела и внутренних органов, развивать любознательность, интерес к собственному телу, мышление; обогащать словарный запас детей новыми словами. ;
-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью.
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Путешествие в Лего-лабораторию человеческого тела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Активизация словаря:
Орган, сердце, мозг, легкие, мышцы, cердце, желудок, суставы, органы чувств.
Материалы:
Презентация Power Point, ребусы на каждого ребенка, воздушные шарики, тарелочка с нарезанными кусочками лимона, грейпфрута, соленого огурца, сахара, образцы разных поверхностей.
Ход :
-Ребята, я знаю, что вам очень нравится конструктор Лего. Какие наборы вам нравятся?
(Ответы детей).
-Оказывается, не только вы интересуетесь миром Лего-человечков, но и они очень хотят узнать как можно больше о мире людей и о том, как устроен человек. Для этого они даже создали Лего-центр изучения человеческого тела. Хотите познакомиться с этим центром? Тогда мы с вами отправляемся туда на экскурсию в гости к Лего-человечкам. (Слайды№ 1,2).
-Этот центр очень большой, занимает несколько этажей, и на каждом расположены разные лаборатории. Итак, начинаем нашу экскурсию. (Слайд№3).
_Чтобы попасть в Лего-центр изучения человеческого тела, нужно отгадать загадку. (Слайд№4).
Две ходули, два махала,
Два смотрела, одно кивало. (Человек)
-Мы с вами находимся в Лего-центре изучения человеческого тела
-Давайте посмотрим, из чего состоит человеческое тело (голова, туловище, руки, ноги).(Слайд№5).
-Мы направляемся в лабораторию человеческого скелета. (Слайд№6).
-Что находится у человека внутри, благодаря чему наше тело не мягкое и бесформенное и может двигаться (Кости).
-Кости человека образуют скелет. Они очень твердые и прочные. (Слайд№7).
-Зачем человеку скелет? (Для каркаса, для поддержки, для защиты внутренних органов).
Дети рассматривают изображения черепа, грудной клетки, конечностей.
-Чтобы тело было подвижным, кости между собой соединены суставами. К костям прикреплены мышцы, благодаря которым тело приходит в движение.
_Что может случиться с костями от сильного удара? (Могут сломаться)
Но у костей есть удивительная способность срастаться.
Как называются у человека руки и ноги? (Конечности. Они заканчиваются пальцами. С помощью пальцев мы можем совершать мелкие движения. Давайте проверим подвижность ваших пальцев. (Пальчиковая гимнастика «Мальчик-с-пальчик»).
-Как обеспечить скелету безопасность? (Беречь от ударов и падений).
_Ребята, чем покрыто тело человека снаружи? (Кожей).
-Мы с вами переходим в лабораторию кожи. (Слайд№8).
-Зачем нужна человеку кожа? (Защита, освобождает от лишней влаги, выводит вредные вещества из организма).
-Как вы думаете, что такое ногти и волосы? Это тоже кожа. Только ороговевшая.
-Зачем человеку ногти и волосы? (Для защиты от травм,от холода, перегрева)
-Как мы можем обезопасить нашу кожу? (Беречь от ссадин и ушибов, соблюдать гигиену, мыться с мылом)
-Дети, что находится у человека в голове под черепом? (Головной мозг)
-Мы с вами оказываемся в лаборатории человеческого мозга. (Слайд№9)
Это главный орган человеческого тела, который управляет всем телом. Мозг состоит из миллионов клеточек и нервных окончаний, по которым к мозгу поступают сигналы от всех органов и по ним мозг отдает приказы всем частям тела.
-Человеческий мозг очень нежный и нуждается в защите. Как соблюдать безопасность мозга (Беречь голову от ударов, не переутомляться)
-с помощью мозга мы думаем, все помним, представляем разные истории, фантазируем, разговариваем, решаем разные задания.
-Давайте проверим. Как работает ваш головной мозг. (Детям предлагается разгадать ребусы)
-А Мы с вами идем дальше.
- Без чего человек не может жить? (Без воздуха) Мы с вами в лаборатории дыхания. (Слайд№10).
-Какие органы помогают человеку дышать? ( Органы дыхания: нос, рот, легкие).
-В воздухе, которым дышит человек, содержится особый газ –кислород, без него человек не может прожить. Через нос воздух поступает в легкие. Они находятся у человека в грудной клетке. Легкие состоят из множества специальных пузырьков и кровеносных сосудов, по которым кислород поступает ко всем органам, а обратно углекислый газ выходит через рот или нос.
-Давайте проведем эксперимент. С помощью него мы узнаем, сколько воздуха вы можете вдохнуть и выдохнуть за один раз.
Детям раздаются шарики, предлагается сделать глубокий вдох и долгий выдох в шарик. Сравнивают объемы надутых шариков.
-Как сохранить органы дыхания здоровыми? (Дышать чистым воздухом, через нос, не курить, не простужаться).
-Ребята, какой еще важный орган находится у человека в грудной клетке?
В середине человечка целый день стучит….(Сердечко).
-Мы с вами находимся в лаборатории сердца. (Слайд№11).
-Зачем человеку сердце? (Это мотор, который работает без остановок. Как насос. Оно качает кровь ко всем органам, доставляет полезные вещества, а ненужные уносит).
-Сердце примерно размером с кулачок. Находится оно в грудной клетке немного левее от середины. (Предлагаю детям сжать кулак. Поработать кулачком.)
-Давайте проведем еще один эксперимент. Приложите руку к груди, послушайте, как бьется ваше сердце.
-А теперь давайте немного подвигаемся (Физкультминутка).
«Что умеет наше тело» - движения выполняются в соответствии с текстом и по показу взрослого.
У меня есть голова повороты головы
Направо – раз, налево - два. направо налево, наклоны
головы.
Она сидит на крепкой шее, круговые повороты шеей.
Повертели – повертели.
Затем туловище идет, руки на поясе,
Наклон назад, наклон вперед, наклоны,
Поворот – поворот. повороты.
Умелые руки есть у всех, рывки руками
Вверх – вниз, вниз – вверх. вверх – вниз.
Ноги нам нужны, бег на месте,
чтоб бегать,
прыгать, подскоки (2-3 раза,
приседать, стоять… приседания (2-3 раза).
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
-Теперь снова приложите руку к сердцу. Что вы заметили? (Сердце бьется быстрее).Как вы думаете, почему?
-Как защитить наше сердце? (не волноваться, укреплять с помощью физкультуры).
-Ребята, в какую следующую лабораторию мы попадем вы узнаете, если отгадаете загадку.
Висит мешок небольшой – то полный, то пустой.
В него вагончики бегут, пищу, жидкости везут.
Кипит работа целый день, нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает, а что не нужно – выгоняет. (Желудок.)
-Мы находимся в лаборатории пищеварения. (Слайд№12).
-Что еще человеку необходимо для жизни (Еда).
-Еда дает энергию нашему организму. Превращением еды в эту энергию занимаются органы пищеварения. Давайте перечислим их. (Рот, зубы, язык, пищевод, желудок, кишечник)
.-Зачем нужны зубы (измельчать пищу)
-Что происходит в желудке? (Специальный желудочный сок растворяет пищу. Желудок сокращается и проталкивает пищу дальше в кишечник. Там полезные вещества всасываются в кровь. А вредные выводятся наружу).
-Как сохранить здоровье органов пищеварения? (Есть не спеша, умеренно, вовремя, соблюдать чистоту, мыть продукты перед приготовлением. Пища должна быть полезной и свежей).
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма, закрепить умение классифицировать продукты (вредные, полезные)
-А мы с вами попали в лабораторию органов чувств. (Слайд№13).
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик-запах различать.
Человек воспринимает все, что происходит вокруг с помощью органов чувств. Назовите их. (Слайд№14).
-С помощью чего человек видит? (Глаза. Зрачки реагируют на свет, сужаются, чтобы человек не ослеп).
-Как сохранить здоровье глаз? (Не смотреть близко телевизор, не сидеть часто с гаджетами, не читать и не рисовать при слабом освещении, беречь от попадания острых предметов, грязи.)
-С помощью чего человек слышит? (Уши). Снаружи у человека ушная раковина, звук проникает вовнутрь. Как сберечь здоровье ушей (Беречь от холода, попадания воды, не совать туда острые предметы, соблюдать гигиену, беречь от громких звуков).
-С помощью чего человек чувствует запахи? (С помощью носа).
-Для чего нам природой дана способность ощущать запахи ( Для безопасности: почувствовать запах несвежих продуктов, пожара, вредных веществ).
-Как заботиться о здоровье носа? (Остерегаться инфекций, дышать носом, беречь от посторонних предметов).
-С помощью чего человек чувствует вкус еды? (Язык).
-Поверхность языка очень чувствительна к разным вкусам. Какие вкусы вы знаете? Давайте поиграем в игру «Узнай по вкусу» и проверим, как вы умеете определять разные вкусы.
Дидактическая игра «Узнай по вкусу».
Цель: развитие вкусовых ощущений у детей.
-Ребята, что нам помогает почувствовать тепло и холод, твердое и мягкое, гладкое и шершавое? (Кожа). Предлагаю на ощупь определить поверхность различных видов ткани.
-Ребята, вот мы и побывали во всех лабораториях Лего-центра изучения человеческого тела. Какая лаборатория вам особенно запомнилась?
-Как вы думаете, какой орган у человека самый главный? Есть ли ненужные органы у человеа?
-Что нужно делать, чтобы тело человека оставалось здоровым и сильным?
-На этом наша экскурсия подошла к концу. Теперь. когда вы т знаете, чем занимаются лего-человечки в своих лабораториях, вы можете поиграть с ними в интересные игры. (Слайд№15).
Используемая литература:
С. А. Козлова, С. Е. Шукшина «Я и мое тело», Москва, Школьная пресса, 2012 г.
К. Люцис «Азбука здоровья в картинках», Москва, Русское энциклопедическое общество, 2014 г.