Людмила Мерзлякова
Конспект занятия «Храм — Божий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Храм — Божий дом
Цель: ознакомление детей с понятиями духовно-нравственной культуры посредством формирования представлений о православном храме, его значением в жизни людей.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление о храме как о Божьем доме.
2. Познакомить детей с православными традициями.
Развивающее:
1. Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
2. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Храм — Божий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
1. Воспитывать у детей любвь к Родине, к своему родному городу, его святыням, к семье.
2. Прививать навыки работы в группе, старательность.
Материал для занятия : картина с изображением храма, продукты совместного детско-родительского творчества (рисунки на тему «Храм – дом Божий», строительные материалы, проект - чертёж, панно «Добрый мир», индивидуальный раздаточный материал, формы для аппликации, клей, салфетки, кисти, подставки для кисточек.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественнно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в жизни людей, разучивание подвижной игры, экскурсия в храм (дети вместе с воспитателем и родителями, рассматривание внутреннего убранства храма. Проведение выставки рисунков на тему «Храм – дом Божий».
Педагогические технологии: игровая технология (игра с применением ИКТ, аппликационный скрайбинг.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
(Дети входят в группу и становятся возле доски).
Воспитатель.
- Дети, сегодня нам предстоит отправиться в путешествие по необычной
книге. Я совсем запуталась. Помогите мне, пожалуйста. О чем пойдет речь вы догадаетесь, если отгадаете загадки:
1. Мама, папа и братишка,
Кошка Мурка, даже мышка
Все живем под одной крышей
Лучше уголка не сыщешь.
И тепло, уютно в нем
Ну конечно это –
(Дом)
2. Этот дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный (храм).
Воспитатель:
-Дети, для чего нужен дом? (Дом нужен для того чтобы жить в нём. Собираться за праздничным столом. Иметь возможность укрыться от холода, жары или дождя).
-А для чего нужен храм? (Храм нужен для того, чтобы прийти, постоять и подумать в тишине о своих поступках, помолиться Богу).
-Как вы думаете, кто построил дом, а кто храм? (Дом и храм строили строители).
Воспитатель:
-Дети, как в старину, так и сейчас строительство храмов доверяют самым искусным мастерам, их называют «зодчие».
-Что нужно строителям, чтобы приступить к работе? (Проект – чертеж, строительная площадка, строительный материал, машины и оборудование). Вот сейчас мы с вами и поиграем.
Игра «Построй дом и храм».
Воспитатель: (Разделимся на две бригады. Первая бригада – строители, они будут строить дом. Вторая бригада – зодчие, они будут строить храм. Чертеж у нас есть (показ). Строительная площадка тоже (показ). А вот строительный материал для дома и для храма. Надо постараться и выбрать нужный. Самостоятельная работа детей под музыку).
Воспитатель:
- Вот мы и построили дом и храм. Но чего- то не хватает в наших постройках? (в наших постройках нет украшений).
-Для чего украшают здания? (Здания украшают для того, чтобы они были красивыми и разными, непохожими друг на друга).
-Хотите украсить постройки по своему замыслу так, как бы вам хотелось?
(Конечно, мы хотим украсить свои постройки). (Дети занимаются отделкой фасадов).
- Красиво у нас получилось, не правда ли? Дети, что вам нравится в наших домах и храмах, расскажите. (Дети выражают свое мнение)
Воспитатель:
Давайте расскажем стихи о доме и о храме.
1. Вот построили мы дом
Хорошо, уютно в нем
Потрудились мы на славу
Думаю, что будут рады
Здесь хозяева пожить
И детей своих растить.
Будут все молиться Богу
Не забудут в храм дорогу.
2. А мы создали этот храм
На радость, православным
Чтоб было где и им и нам
Задуматься о главном.
Чтоб люди помнили всегда
О всех страданиях Христа
Чтоб чувствовали сожаленье
И радовались Воскресенью!
(Звучит «Колокольный перезвон»)
Воспитатель: Дети, оба дома – и дом семейный и Дом Божий очень нужны людям и важны, как для тела, так и для души.
Физкультминутка.
Тук-тук молотком тут и там
Дети строят новый храм. (дети имитируют стук молотка)
Молоточком по гвоздикам застучали (повернулись вправо – влево)
И гвоздики в доски быстро забивали
Строят крышу и крыльцо –
Получилось хорошо. (руки вверх-вниз)
Вот идет маляр с ведром (имитация ходьбы)
Он покрасит новый храм. («Красят» плавные движения руками вправо-влево)
Воспитатель:
- Как еще по-другому называют храм? (Храм по-другому называют -церковь). Церковь - это особый дом, посвященный Богу.
Храм – это дом Божий, дом молитвы. Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой человек, посмотрев на изображения Библейских историй, сразу мог понять, о чем рассказывает дом Божий. Сейчас мы с вами попробуем точно так же «почитать» …и познакомимся с тем, что мы видим в нашем Храме.
Начнем мы с загадки:
Столик высокий, крышка с наклоном
Чтобы удобней было иконам
Из металла витой
Как называется он?.
(Аналой) (Показ картинки)
Воспитатель:
Правильно, аналой. Это место для главной иконы храма.
- Рядом с Аналоем стоит подсвечник, для чего он нужен? (Что бы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).
Воспитатель:
А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.
Перед вами иконостас. (Показ картинки)
Иконостас - это изображения святых и ангелов, которые незримо присутствуют в Храме и молят Бога за людей.
- За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе. Чтобы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата. (Показ картинки)
Воспитатель:
- Дети, кто служит в Храме? (Священник. Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.)
Воспитатель:
- Дети, сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы поняли то, о чем мы говорили.
Дидактическая игра «В храме и около него».
(Всем детям предлагается выбрать по одной небольшой карточке с
изображением различных частей православного храма, предметов церковного убранства и церковной утвари: свечи, лампадка, купол, изображение креста, колокольни, иконостаса, семи свечника, паникадила и др.
В процессе игры детям дается команда собраться в две группы: одна
группа как бы «около храма», другая группа детей – «в храме», в зависимости от того, изображение какого предмета или части здания имеется у него на карточке. Ориентирами для сбора групп могут две крупные карточки: одна – с полным изображением храма, другая – с общим внутренним видом храма.
Выигрывает та группа, которая соберется быстрее. При этом, каждая группа выкладывает своё изображение.)
Игра «Что лишнее? (Дети выбирают нужные детали для аппликации «Храм – дом Божий»
Самостоятельная работа детей над панно «Храм – дом Божий».
(Дети садятся за столики с выбранными деталями и выполняют
аппликацию).
Воспитатель:
- Молодцы! У вас получились очень красивые храмы. Давайте сделаем выставку наших работ.
Воспитатель:
Дети, давайте поговорим.
- Что есть внутри дома? (Внутри дома есть кровати, диваны, полки, шторы, ковры, книги, иконы, посуда и т. д.)
- Что есть внутри храма? (в храме есть алтарь, аналой, иконостас, царские врата, подсвечники, распятье, лампады, иконы)
- Отличается ли храм внутренним убранством от дома? (Храм очень отличается внутренним убранством от дома. В доме ставят мебель, а в храме, Божьем доме специальная мебель, подсвечники, много икон, алтарь и т. д.).
- Как вы считаете, чем отличается храм от дома? (в храме по-другому расположены комнаты. Не во все комнаты можно заходить в храме. В храме вместо крыши купола и кресты. Есть колокольня, где расположены и звонят колокола).
- Понравилось ли вам путешествие в храм? Почему вы так думаете?
Воспитатель:
Мы сегодня прекрасно позанимались и у нас все получилось. Спасибо за работу!