Ирина Александровна Потапова
Методическая разработка — занятие по миру искусства и художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мастера декоративно – прикладного искусства.
Задачи занятия
Образовательные:
1. Обобщать представления детей о декоративно - прикладном искусстве, его значении в жизни людей.
2. В хохломской росписи – закреплять умение украшать различные изделия по мотивам росписи. Активизировать в речи детей названия некоторых элементов: веточка, ягоды (смородина, рябина, малина, травка, листочки, цветы, завиток.
Публикация «Методическая разработка — занятие по миру искусства и художественной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
3. В Гжельской росписи выделять характерные особенности промысла, выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки, тонкие и широкие линии, цветы, птицы и т. д. Закреплять умение расписывать гжельскими узорами различные бумажные силуэты.
4. В Городецкой росписи – закреплять умение изображать симметричную гирлянду цветов с уменьшением величины элементов от центра к краям, сочетая в цветах и бутонах близкие цвета (оттенки, используя «оживок» для украшения; активизировать в речи название городецких цветов.
Развивающие:
1. Развивать умение продумывать композицию узора, использовать разнообразный изобразительный материал.
2. Развивать монологическую речь детей.
3. Создавать условия для развития у детей психических процессов памяти, внимания, восприятия, наглядно – образного мышления, творческого воображения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
Различные изделия хохломы, гжели, городца, дымковской игрушки, разнообразный изобразительный материал, силуэты посуды, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Просматривание альбомов, иллюстраций по декоративно – прикладному искусству, занятия по ознакомлению с окружающим, с миром искусства, изо деятельности, экскурсия в библиотеку.
Методы и приемы :
Словесные: рассказ детей, художественное слово, напоминание, словесное поощрение, анализ и оценка детских работ, вопросы, музыкальное сопровождение.
Наглядные: рассматривание художественных изделий, метод внешних опор при анализе работ (моделирование, рассматривание и анализ работ.
Практические: моделирование, элемент гимнастики мозга «Умная шляпа» и «Активизация рук», исполнение частушек, танца, практическая деятельность детей
Игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация, игровые приемы, д/и «Узнай узор.
Индивидуально-дифференцированный подход:
• Дифференцирование сложности вопросов и задач от уровня развития детей,
• Дополнительные игровые приемы, дополнительные вопросы по необходимости
• Детям с нарушением осанки предложить: следить за правильной осанкой, следить за правильной постановкой стоп; Х ноги - посадку на стуле наоборот
• Васю– побуждать украшать дополнительными деталями свое изделие.
• Алина, Ася - Активизировать речь при анализе работ
Ход занятия:
Дети в русских – народных костюмах входят в зал и садятся на стульчики, звучит негромкая таинственная музыка.
Воспитатель - Давным – давно это было. Пришла беда на землю русскую, появилась откуда ни возьмись Тетушка – непогодушка, залила всю землю холодным дождем, застелила серым мороком, свету белого не видно стало. Запечалились, затужили люди. Горько, невесело стало на земле русской жить.
Что же делать? Как же этому горю помочь? Ответы детей.
Воспитатель - Правильно, дети, со всех краев и волостей создавать надобно мастеров – умельцев, чтобы они своим искусством мир украсили, чтоб засветился мир опять яркими красками, чтоб вернулась красота людям.
Где ж вы чудо – мастера, за работу вам пора!
Выходите, своим искусством удивите.
- Пора отправляться нам в дорогу (занавес открывается, на самом видном месте стоит перепутанная посуда)
Воспитатель - это тетушка – непогодушка навредила, всё перепутала, разбросала. Давайте посмотрим, что за росписи смешались, назовем их и поставим по местам. А поможет нам в этом элемент гимнастики мозга «Умная шляпа». Наденем её на себя и всё сможем сделать.
д/и «Узнай узор»
Каждый ребенок берет изделие, называет роспись, которую берет и несколько отличительных признаков, характерных для данной росписи.
Хохлома – посуда их дерева, узоры взяты из природы (травки, ягодки, листочки, цветы, узоры нарисованы на каком – то фоне: красном, золотом, и черном.
Гжель - посуда или игрушки из глины, фон всегда белый, роспись выполняется только сине – голубыми красками.
Жостово – роспись, состоящая из букетов (композиций) цветов, выполняется на металлических подносах, фон – чаще всего черный.
Городец – узор выполняется на деревянной посуде, мебели, игрушках. Чаще всего просто на неокрашенном дереве. В узорах изображают людей, коней, птиц и обязательно гирлянды цветов (купавки, розаны, ромашки, бутоны)
Дымка – игрушки из Вятки, слепленные из глины, их белят и раскрашивают яркими нарядными красками, которые горят как многоцветное солнышко.
Воспитатель – Молодцы, все по местам расставили и рассказали правильно.
Воспитатель - Пора показать, какие вы мастера, расскажите, чем удивите?
1 группа детей: Мы мастера из золотой хохломы. Наша роспись золотом горит, переливается, причудливые узоры, красивые орнаменты переплетаются, а в них и цветы, и ягода, и листочки, и травинки с завитками. Мы на своей посуде плавно изогнутую веточку проведем, красиво цветочки расположим, украсим травкой и кудриной. Лучше нашей росписи ничего нет. И несем мы с нею солнечный цвет.
2 группа детей: Мы с Городца прибыли к вам со своей росписью, в ней цветы переплетаются в гирлянду затейливую, оттенками переливаются, «оживочками» светятся. А цветы у нас не простые: розан – самый большой цветок – его мы в центре нарисуем, а потом купавки, ромашки и бутоны, подрисуем листочки, украсим «оживочками» и загорится, заиграет на солнышке роспись сказочная, вернется вместе с нею красота и радость людям.
3 группа детей: Мы - гжельские мастера нарисуем узоры голубой краской, но будут они удивительно красивыми. Украсим свои изделия цветами, травинками, пружинками, обведем каймой и получится узор сказочный. И несет он с собой синеву неба, рек и озер.
Воспитатель – Перед тем, как приступить к работе, необходимо руки приготовить.
Элемент гимнастики мозга «Активизация рук»
Принялись мастера за работу.
(На отдельном столе лежит разнообразный материал. Дети берут то, что им нужно для работы и садятся за свои столы.
Звучит тихая напевная музыка.
Готовые работы выставляются на отдельный стол, развешиваются на стене.
стихи о гжеле, городце.
3-4 ребенка по желанию рассказывают о своих работах, используя модель описательного рассказа Красильниковой Л. В.
Воспитатель – молодцы, мастера! Вернули красоту миру! Развеялась тетушка – непогодушка, снова на земле засияло красное солнышко, вернулась красота людям.
Обрадовался весь народ, заиграла музыка, зазвучали песни, ноги сами в пляс пошли.
Частушки о хохломе, «Кадриль».