Галина Сизова
Экспериментирование в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка:
«Экспериментирование в средней группе»
Актуальность:
Актуальность инновационной деятельности по организации экспериментирования связано с тем, что особое значение для развития личности дошкольника и познавательного развития имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы позволяет развивать познавательные способности детей, формировать интерес к изучению мира природы, желание сохранять природные объекты.
Публикация «Экспериментирование в средней группе» размещена в разделах
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
В нашем детском саду в средней группе была организована экспериментальная деятельность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цели:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок — состав, влажность, сухость
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Экологический подход в организации экспериментальной деятельности является ведущим при формировании основ экологической культуры, а также позволяет воспитывать у детей экологическую культуру, которая является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей. Экологический подход к воспитанию дошкольника предполагает решение следующих задач: - воспитание у дошкольников гуманного отношения к природе и желание заботиться о растениях и животных; - формирование познавательного интереса к объектам природы и умения наблюдать за ними;
Формируя познавательную активность, обращаем внимание детей к изучению насекомых, птиц, земноводных, а также к объектам растительного мира. С помощью экологических сказок мы одухотворяем природу. Стремимся не просто показать красоту осеннего листика, но и рассказываем историю о том, как листик оторвался от дерева и полетел на юг, а потом вернулся, чтобы согреть божью коровку, которой стало холодно поздней осенью. Таким образом, у детей развивается экологическое сознание, осознание причинно-следственных связей в природе.
Следует отметить некоторые особенности при организации экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы. С объектами неживой природы проводятся опыты, в ходе которых дети могут трогать, пересыпать, изменять объекты неживой природы. С объектами живой природы подобных опытов проводить нельзя. Поэтому экспериментальная деятельность осуществляется в естественных условиях путем наблюдения, экологических игр. Есть только ограниченное количество опытов, которые можно провести с объектами живой природы, например, можно понаблюдать за муравьями, у которых на пути положили сахар и хлеб. Дети наблюдают и делают вывод о том, что едят муравьи.
При проведении опытов с живыми объектами следует соблюдать правила экологического поведения в природе. Ведь экспериментирование имеет цель формирование осознанного гуманного отношения к живой и неживой природе.
Занимательные опыты, эксперименты с объектами неживой природы («Откуда дует ветер», «Из чего состоит снег», «Почему песок лепится» и др.) побудят детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Были также организованы эксперименты при изучении физических явлений, которые обеспечили развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активности ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Ниже приведен план мероприятий по развитию исследовательской деятельности при проведении экспериментов и опытов с физическими явлениями:
1. Введение в тему: Организация беседы и демонстрации картинок, рассказывающих о свойствах магнитов, железа и воздуха.
2. Проведение опыта "Опыты с магнитом" :
- Показ и объяснение свойств магнита.
- Проведение простых экспериментов с магнитами и разными предметами (например, притягивание / отталкивание).
3. Проведение опыта "Опыты с железом" :
- Исследование свойств железа и его поведения в магнитном поле.
- Проведение экспериментов с магнитом и железными предметами (например, притягивание/отталкивание).
4. Проведение опыта "Эксперименты с воздухом" :
- Изучение свойств воздуха (например, его невидимость и сжимаемость).
- Проведение простых экспериментов с воздухом (например, использование воздушного подушечки, обзор его давления).
5. Проведение опыта "Опыты и эксперименты с воздухом и ветром" :
- Рассмотрение связи между воздухом и ветром.
- Проведение экспериментов с воздушными шарами, лепестками, воздуховодами и вентиляторами.
6. Проведение опыта "Электростатика и электричество" :
- Рассмотрение свойств статического электричества.
- Проведение экспериментов с трением.
- Ознакомление с элементарными понятиями электромагнетизма.
7. Проведение опыта "Опыты с светом" :
- Изучение свойств света и его отражения.
- Проведение опытов с зеркалами и линзами, чтобы познакомить детей с преломлением и увеличением предметов.
8. Проведение опыта "Опыты с звуком" :
- Рассмотрение свойств звука и его распространения.
- Проведение экспериментов с музыкальными инструментами, чтобы изучать разные звуковые частоты и тональности.
9. Проведение опыта "Опыты с теплом и холодом" :
- Изучение свойств тепла и его передачи.
- Проведение экспериментов с разными материалами и исследование их способности сохранять или передавать тепло.
10. Проведение обобщающего занятия и подведение итогов:
- Обсуждение результатов опытов и экспериментов, сделанных в ходе исследовательской деятельности.
- Формулирование общих закономерностей и выводов.
- Развитие умения делать выводы и обосновывать свои предположения.
11. Организация выставки и публичных представлений:
- Выставка проектов и экспериментов.
12. Осуществление поощрения и поддержки участников:
- Поощрение и похвала детей за активное участие и достижения в исследовательской деятельности.
- Предоставление возможностей для дальнейшего развития исследовательских навыков и интересов.
14. Оценка и анализ эффективности программы:
- Проведение оценки и анализа эффективности программы развития исследовательской деятельности.
- Использование полученных результатов для улучшения методик и подходов в будущем.
Нами разработана картотеке опытов и игр. Например, «Игры со звуком»
Игра «Почему все звучит?» Задача этой игры – подвести детей к пониманию причин возникновения звука, а именно колебания предметов. В процессе игры используются следующие материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка и металлофон.
Игра "Что звучит?" начинается с того, что воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издаёт разные звуки с помощью уже известных им предметов. Детям нужно отгадать, что именно звучит. Затем мы задаё м вопросы: почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? И предлагаем детям изобразить голосом, например, звон комара (з-з-з, жужжание мухи (ж-ж-ж) и гул шмеля (у-у-у).
Далее каждому ребёнку предлагается тронуть струну инструмента, внимательно вслушаться в её звук, а затем рукой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. И зададим вопросы о том, что произошло и почему звук прекратился. Ответ: звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна, и когда она останавливается, звук также исчезает.
Затем мы спрашиваем у детей: есть ли голос у деревянной линейки? И предлагаем им извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу хлопаем ладошкой. Дети отвечают, что линейка дрожит, колеблется. А как прекратить звук? Остановить колебания линейки рукой.
Мы также извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, а затем прекращаем его. И тогда мы задаё м вопрос: когда же возникает звук? Ответ: звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется колебаниями. А почему всё звучит? Мы также просим детей назвать другие предметы, которые будут звучать.
Игра «Откуда берётся голос?» Цель этой игры – подвести детей к пониманию причин возникновения звуков речи и дать им понятие об охране органов речи. В игре используется линейка с натянутой тонкой нитью и схема строения органов речи.
Ход игры следующий: взрослый предлагает детям "пошептаться" – сказать друг другу "по секрету" разные слова шепотом. Затем повторяем эти слова так, чтобы услышали все. Далее мы выясняем, что для этого сделали, а именно сказали громким голосом. Исследуем, откуда выходили громкие звуки – из горлышка. Дети подносят руку к горлышку и произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише, чтобы выяснить, что они почувствовали рукой. Когда они говорили громко, горлышко дрожало; когда шепотом – дрожания не было.
Далее взрослый рассказывает о голосовых связках и об охране органов речи, сравнивая голосовые связки с натянутыми ниточками. Для того, чтобы сказать слово, голосовые связки должны тихонько задрожать. После этого мы проводим опыт с натянутой на линейку тонкой нитью. Извлекаем из неё тихий звук, подергивая за нить, а затем выясняем, что нужно сделать, чтобы звук был громче – дернуть посильнее, тогда звук усилится. И объясняем, что при громком разговоре или крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают и их можно повредить.
В результате игры дети учатся понимать причины возникновения звуков и осознают необходимость бережного отношения к своим органам речи.
Игровой материал для данной игры включает в себя длинную деревянную линейку, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянную палочку, струну, натянутую на гриф (гитару или балалайку, детскую металлическую посуду и стеклянный стакан.
Ход игры начинается с того, что взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос дети получают из серии опытов:
- Рассматриваем деревянную линейку и выясняем, есть ли у неё "голос" (если линейку не трогать, она не издает звук). Прижимаем один конец линейки плотно к столу, а за свободный конец дергаем – возникает звук. Таким образом, дети узнают, что линейка дрожит и колеблется в это время. Останавливаем дрожание рукой и уточняем, есть ли звук (он прекращается).
- Рассматриваем натянутую струну и выясняем, как заставить её звучать (подергать, чтобы она дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или другим предметом).
- Сворачиваем лист бумаги в трубочку и дуем в нее легко, не сжимая. При этом выясняем, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). И делаем вывод о том, что звучит только то, что дрожит или колеблется.
Затем дети разбиваются на пары. Первый ребёнок выбирает предмет, заставляет его звучать, а второй проверяет.
Дидактические игры будут использоваться для углубления понимания различных физических явлений и развития навыков исследовательской работы. Планируется также проведение обсуждений и анализ результатов после каждого опыта, чтобы сформировать у детей понимание исследовательского процесса и развить навыки анализа и умения делать выводы.
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с будет эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Интересные и доступные для детей эксперименты. Эксперименты должны быть простыми и понятными для детей дошкольного возраста. Они должны вызывать интерес и любопытство у детей, чтобы они активно участвовали в проведении эксперимента.
2. Разнообразие экспериментальных заданий. Чтобы развивать разные познавательные способности, необходимо предлагать детям разнообразные эксперименты. Например, эксперименты по физике, химии, биологии и др.
3. Взаимодействие с окружающим миром. Эксперименты должны позволять детям наблюдать и изучать окружающий мир. Например, эксперименты с растениями, животными или естественными явлениями.
4. Простые и понятные объяснения. Важно объяснять детям причину и результаты проведённого эксперимента, чтобы они понимали, что происходит и какие выводы можно сделать.
5. Поддержка и поощрение. Важно поддерживать и поощрять детей в их экспериментальной деятельности. Это поможет им развить интерес к наукам и научному познаванию.
6. Безопасность. При проведении экспериментов необходимо обеспечить безопасность детей. Это включает использование безопасных материалов и средств защиты, а также контроль со стороны взрослых.
7. Постепенность и систематичность. Развитие познавательных способностей требует постепенного и систематического подхода. Эксперименты должны быть организованы по принципу возрастной приспособленности и прогрессивности.
Соблюдение данных условий поможет эффективно развивать познавательные способности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Вывод
Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.
Для диагностики развития навыков экспериментальной деятельности была использованы следующие задания:
1. Опыт с магнитом.
Воспитатель показывает опыт по притяжению некоторых предметов к магниту и задает детям вопросы:
- Вам интересен этот опыт?
- Как вы думаете, почему магнит притягивает предметы?
- Кто бы хотел провесит свои опыты?
2. Опыт «Тонет – не тонет».
Воспитатель показывает опыт «Тонет – не тонет» по погружению предметов в емкость с водой и задает детям вопросы:
- Вам интересен этот опыт?
- Как вы думаете, почему некоторые предметы тонут, а другие нет?
- Кто бы хотел провесит свои опыты?
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями:
0 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, интерес к экспериментированию не проявляет, гипотезы не выдвигает;
1 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания, интерес к экспериментированию проявляет слабый, гипотезы не выдвигает.
2 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно, интерес к экспериментированию проявляет, гипотезы выдвигает.
Сводная таблица по мониторингу познавательной и экспериментальной деятельности детей
в средней группе в 2023-2024 гг.
Показатели Период Освоил Частично освоил Не освоил
Проявляет интерес к познавательной и экспериментальной деятельности Сентябрь 8 – 40% 12 – 60% 0
Март 14 – 70% 6 – 30% 0
Самостоятельно видит проблему и способы ее решения Сентябрь 7 – 35% 13 – 65% 0
Март 12 – 60% 8 – 40% 0
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность Сентябрь 7 – 35% 13 – 65% 0
Март 12 – 60% 8 – 40% 0
Ребенок высказывает свою точку зрения, делает выводы Сентябрь 8 – 40% 12 – 60% 0
Март 13 – 65% 7 – 35% 0
Средний показатель по группе Сентябрь 38% 62% 0
Март 64% 36% 0
Вывод: в конце 2023- 2024 учебного года был проведен мониторинг по усвоению материала познавательной и экспериментальной деятельности. Мы увидели, что у большинства детей, которые имели частичное усвоение материала наблюдается положительная динамика по всем заданиям.
Список литературы
1. «Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Громова Л. Физика в играх и опытах. М., 2022.
3. Детское экспериментирование : старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : Сфера, 2002. - 111 с.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М: Аркти, 2008. - 64с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : аркти, 2005.
7. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Москва Аркти. 2003.
8. Рыжова Н. О. Опыты с песком и глиной. Обруч 1998 №2.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2008.
10. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.