люся
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы педагоги ГБДОУ д /с № 5
комбинированного вида Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Ринкевич Алла Юрьевна – воспитатель,
Эйсмонт Светлана Анатольевна - воспитатель,
Санжеева Людмила Юрьевна – педагог-организатор.
Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса, т. е один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. об этом говорит и ФГОС, который должен обеспечить исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
По словам Семейного кодекса РФ, родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Для успешного взаимодействия с современной семьёй, учитывая её проблемы (вседозволенность или потеря духовности; потеря института семьи; скоротечный темп жизни; женская эмансипация; и другие, необходимо разобраться, чего же ожидают родители от педагогов и ДОУ в целом.
• Ребенок получит необходимое развитие по возрасту;
• Будет участвовать в развлекательных мероприятиях (праздники, музыкальные. занятия, досуги, развлечения, общение со сверстниками и взрослыми);
• Педагоги учтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их проблем;
• Работники ДОУ обеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут от травм;
• Педагоги группы (инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель, педагог-психолог, логопед) дадут рекомендации по развитию ребенка дома
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
• В первую очередь мы знакомим родителей с содержанием, методами и приемами работы в детском саду.
• Немаловажным, на наш взгляд, является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.
Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Собрания проводится в форме дискуссий, круглых столов, конкурсов, посиделок и т. д. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Родители активно включаются в «деловую» игру.
Самая популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества: совместно с родителями были подготовлены и проведены следующие праздники и развлечения: «Праздник урожая», «Для любимой мамочки!», досуг «Весела была беседа», мастер-классы, клубы «Почемучка», «Здоровый дошкольник», гостиная для родителей «Традиции. Чаепитие», «Посиделки у новогодней ёлки»; семейные посиделки с активным участием родителей.
Традиционно родители принимают участие в спортивных соревнованиях и развлечениях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом, увидеть повышение самооценки своего ребенка и раскрыть свои способности, как родителя-педагога.
Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с их ребенком, вызывает неподдельный интерес.
Учет ожиданий и мнения родителей даёт педагогическому коллективу вектор направления консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами с целью улучшения пребывания ребенка в детском саду.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырё м направлениям:
Информационно – аналитическое (анкетирование, информирование);
Познавательное направление (общие и групповые родительские собрания, работа родительского комитета, консультации, совместная деятельность, выставки, Дни открытых дверей, тренинги, мастер-классы; семинары – практикумы; семейные гостиные; и т. д.);
Наглядно – информационное направление (родительские уголки, фотомонтажи, фотовыставки, тематические газеты);
Досуговая деятельность (активное участие родителей в праздниках, развлечениях, соревнованиях, конкурсах; организация проектной деятельности, клубов, «школ» для родителей)
Рекомендации по усовершенствованию работы педагогов с родителями
Отсутствие формализма в организации работы с семьей.
Учёт социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения.
Проведение социологического анализа контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д., и учет особенностей каждой семьи в планировании работы.
Использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей.
Систематическое проведение активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами).
Стремление к диалогу при организации работы с родителями.
Систематическое стремление к выявлению, обобщению, распространению передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.
«Открытость» ДОУ для родителей.
Осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без участия семьи процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей.