Тамара Виноградова
Воспитание дошкольников посредством подвижных игр с правилам
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Воспитание дошкольников посредством подвижных игр с правилам».
«Береги честь смолоду,
а платье снову»
Подвижная игра с правилами — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.
Правила в игре, их четкое исполнение, тренируют не только мышцы, но и волю.
Публикация «Воспитание дошкольников посредством подвижных игр с правилам» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Несмотря на то, что подвижные игры с правилами заключают в себе большие потенциальные возможности для развития личности ребенка, далеко не всегда их используют для формирования положительного опыта взаимодействия со сверстниками.
Душа ребенка трудится вместе с телом, стараясь выполнить те правила, которые обозначаются в данной игре, несущей огромный потенциал изменения качеств ребенка, в том числе душевных и духовных.
Духовная составляющая человека - это его совесть и она требует поступать правильно. Eё трактуют как способность человека различать добро и зло.
Но дошкольнику трудно определить, что такое совесть, а вот «честно - не честно», старшие дошкольники хорошо понимают и проговаривают, как они это понимают: «Нельзя жульничать, нельзя обманывать, не хитрить, надо говорить правду, надо сознаваться и т. д.». Честность тесно связана с совестью механизмом самоконтроля и, конечно же, с воспитанием воли.
Честность трактуют, как открытость и избегание обмана в отношении с другими людьми и собой, как умение признать свои ошибки, умение себя не обманывать, и не оправдываться, не говорить плохого о человеке, привычка оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людей. Включает в себя верность, искренность перед людьми.
Поскольку всегда идет борьба между добром и злом, и не редко зло имеет привлекательные формы, дошкольники (и некоторые взрослые тоже) принимают неправильное решение на эмоциональном фоне, т. к. у них не хватает своего положительного опыта поступать правильно.
В процессе освоения поставленных задач по физическому развитию, под моим контролем, старшие дошкольники упражняясь в различных видах ходьбы, бега, в лазании, бросках и т. д, совершенствуясь в ловкости, выносливости, гибкости и т. д, осваивают важные для себя нравственные поведенческие навыки, развивают способность управлять своим поведением, своей волей. Для этого использую множество подвижных игр с правилами, создавая некоторые педагогические условия, при которых старшие дошкольники развивались бы не только физически, но и приобретали опыт в духовных упражнениях, делая выбор в сторону добра, воспитывая навык поступать честно.
Кратко опишу мой опыт в проведении подвижных игр с правилами, с расширением педагогического пространства по духовно-нравственному развитию для старших дошкольников. Из множества игр, как пример, возьму всем известную подвижную игру с правилами «Утки и охотники».
Существует много вариантов данной подвижной игры, зависящих от количества участников, места проведения, наличия инвентаря, возраста детей, поставленных задач и т. д. Возьму один из простых вариантов игры для дошкольников.
Задачи игры:
- образовательные - упражнять в точности броска и ловкости;
- оздоровительные - повышать двигательную активность;
- коррекционные - развивать глазомер;
- воспитательные - упражнять в выборе добра (честности);
Правила игры :
- «охотники» выбивают «уток» мячом, прицеливаясь только в ноги, не заходя в «озеро»;
- «утки» уворачиваются от мяча, перемещаясь в пределах «озера» в любом направлении, умышленно не прячась за других и не толкая друг друга.
- все играют честно! (Если ребенок живет в честности, он учится верить в людей).
Ход игры:
- на игровой площадке обозначается круг («озеро») диаметром порядка пяти метров;
- выбираются два водящих по считалке, они будут «охотниками», остальные «утками»;
- «утки» располагаются внутри круга (озера, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
Инструктор, давая словесные указания, мотивирует детей на выполнение правил игры, заостряя внимание на честность: «Я вижу, что вы все готовы играть только честно!». Конечно, эти слова произносятся с положительно эмоциональным настроем.
По сигналу инструктора «охотники» начинают мячом выбивать «уток». Утки, бегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча. «Охотники», перебрасывая мяч, неожиданно бросают его в «уток». «Выбитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга и наблюдают за ходом игры вместе с инструктором, помогая ему следить за ситуацией на «озере».
Инструктор:
-подбадривает играющих (если ребенка подбадривают - он учится верить в себя);
-хвалит тех, кто внимателен и соблюдает правила игры (если ребенка хвалят, он учится быть благодарным);
-напоминает правила тем, кто их позабыл в связи с накалом эмоций (если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других).
Игра продолжается до тех пор, пока в озере останется только одна «утка».
Задача педагога не упустить ни одного мгновения, когда ребенок может толкнуть другого, не красиво назвать другого, не признаться в том, что это в его ноги попал мяч и по правилам игры, ему надо покидать поле. А так не хочется!
Подведение итогов игры (определение победителя) :
оставшийся «не выбитый» игрок (утка) еще не победитель игры. Если дети считают, что оставшийся игрок выполнил условия игры, и играл честно, то он действительно становится победителем и ему предоставляется право, как награда, быть охотником в следующей игре, а так же выбрать себе партнера по своему усмотрению.
Но в случае, если оставшийся игрок был замечен в том, что позволил себе продолжать играть после попадания в него мяча и не соглашался покидать «озеро» или толкал другого, т. е играл не честно, звание победителя уже не присваивается и он не может быть автоматически в следующей игре «охотником».
По окончании игры инструктор обязательно хвалит всех детей, говорит им, что они все большие молодцы, что хорошо потренировались и что они будут стараться всегда поступать честно.
Победителем может стать только тот, кто играет честно. Дети это знают, и считают это справедливым.
Следующая игра начинается с выбора водящих по считалке.
Раз за разом, в подвижной игре, построенной таким образом, дошкольники в гармонии развивают свое тело, и повторяют на практике важные для них духовные упражнения, богатея добрыми поступками и не пуская в свою жизнь деструктивного опыта.
Поэтому перед началом любой подвижной игры с правилами, называя эти уже хорошо известные детям правила, я обязательно напоминаю старшим дошкольникам о том, что играть надо честно и результаты игры будут рассматриваться справедливо.
Развитие-это длительный процесс, перемены требуют времени, и если каждый взрослый, каждый педагог, который соприкасается с ребенком, попытается в той - или иной мере помочь детям сориентироваться в этом мире, дать вектор развития потенциалу, заложенному в детях на не проходящие ценности, тогда быть может детям легче будет сориентироваться в потоке многоликой информации и они чаще будут выбирать путь добра.