Гульфина Сахибгареева
Методическая разработка к многофункциональному дидактическому пособию «Волшебное пианино»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка к многофункциональному
дидактическому пособию «Волшебное пианино»
Автор работы: Сахибгареева Г. Р.
Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 5 с. Субханкулово
Стаж работы: 31 год
2024 г.
Актуальность
Публикация «Методическая разработка к многофункциональному дидактическому пособию „Волшебное пианино“» размещена в разделах
В ходе реализации федеральной образовательной программы в дошкольном образовании существенно изменился подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Мы должны воспитать активное и любознательное поколение. Эту задачу возможно решить лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками. Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование дидактических игр.
Репертуар игр и их содержание у современного дошкольника претерпело существенные изменения. Из обихода исчезли традиционные игры и герои, изменилось отношение детей к игре и игрушке. Причин данного явления несколько, в том числе: сокращение игрового пространства, территориальная разобщенность детей, отсутствие разновозрастных контактов между детьми, вытеснение игры учебной деятельностью,
трансформация детской субкультуры, формируемой индустрией детских игрушек, мультсериалов, компьютерных игр и др.
Ценности и идеалы, которые оказались в приоритете сегодня, коренным образом отличаются от тех, что были традиционно присущи детству в предыдущие десятилетия, поэтому непонятны взрослому человеку. Замена традиционных героев новыми безликими персонажами, игрушки, которые не стимулируют творческое воображение, снижение интереса к народным играм и фольклору, доминирование компьютерных игр, отсутствие живого общения и взаимодействия со сверстниками, недооценка роли игры родителями и педагогами – это в равной степени относится как к сюжетно-ролевым играм, так и к играм с правилами. Отсюда следует, что сюжеты детских игр не всегда соответствуют целям и задачам воспитания молодого поколения России.
При этом важно, подчеркнуть, что игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольника, фундамент его будущих социальных отношений, формирования традиционных семейных ценностей как нравственной опоры личности, благополучной социализации, успешности в мире других людей, естественной, адекватной возрасту формой адаптации и социализации личности дошкольника.
Дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальные средства в музыкальном развитии, которые позволяют в доступной форме прививать детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основы музыкальной грамоты, развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим помощником для раскрепощения стеснительных детей. Играя, дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, но у них формируются необходимые качества личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Используя дидактические игры, мы в простой, доступной детям игровой форме даем представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развиваем музыкальные способности.
Таким образом, возникла идея сделать многофункциональное дидактическое пособие «Волшебное пианино».
Пособие «Волшебное пианино» предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие подходит для индивидуальной и групповой работы с детьми, да т заряд положительных эмоций от процесса взаимодействия с ним, побуждает к активному участию каждого реб нка. Данное пособие помогает формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, приобщать их к основам музыкального искусства, поддерживать интерес и желание заниматься музыкой. Использование пособия побуждает детей к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Цель пособия : Формирование музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить с понятием «Нотный стан»;
-закреплять знания детей о нотах, их длительностях и расположениях,
-обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру, воспринимать зрительно графическое изображение мелодии и воспроизводить его на музыкальных инструментах;
-обогащать словарный запас детей.
-формировать умение интонировать движение мелодии вверх – вниз;
-упражнять детей в восприятии и в воспроизведении ритма и динамики отдельных отрывков музыкальных произведений.
Развивающие:
- Развивать сообразительность и фантазию;
- Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух;
-Развивать музыкальную память, внимание, исполнительское мастерство.
-Развивать воображение, желание научиться играть на музыкальных инструментах как одному, так и в оркестре.
-Развивать мелкую моторику рук ребенка ;
-Способствовать коррекции зрения у детей;
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
-формировать необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, доброго и бережного отношения к игрушкам;
-воспитывать самостоятельность и уверенность в себе;
-воспитывать любовь к классической, русской, башкирской народной музыке;
-побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях;
Предполагаемый результат:
1. Дети научатся называть ноты в соответствии с цветом.
2. Научатся играть по схемам простые мелодии, воспроизводить ритм по схемам-картинкам.
3. Научатся узнавать знакомые произведения, различать жанры, называть их.
4. Сформируется умение интонировать движение мелодии вверх – вниз,
выразительно и эмоционально петь и играть на музыкальных инструментах.
6. Улучшится взаимоотношение в детском коллективе.
7. Сформируется умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Методы и формы работы
С помощью пособия «Волшебное пианино», все дети со своими особенностями найдут для себя интересные и обучающие задания. Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы.
Практическая значимость заключается в возможности применения пособия в различных направлениях общего развития детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие) и организации различных видов деятельности детей (образовательная, игровая, самостоятельная, кружковая деятельность).
Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала. В игре ребенок получает радость, развивает фантазию, воображение и логику рассуждений.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, игровых технологий.
Дидактическое пособие разработано в соответствии ФОП ДО для индивидуальных и подгрупповых занятий по обучению детей основам музыкальной деятельности.
Особенности пособия.
1. Полифункциональность (возможно адаптировать к любой образовательной области, совместной деятельности с детьми, подобрав соответствующие игры,в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
2. Доступность.
3. Мобильность.
4. Многофункциональность (выполняет несколько функций в образовательном процессе).
5. Безопасность (изготовлено из безопасного материала).
В пособии игры подобраны и систематизированы по разделам:
- на определение характера музыки;
- на развитие чувства ритма;
- на развитие музыкального слуха и памяти;
- на развитие тембрового и звуковысотного слуха.
- на развитие зрительного восприятия;
Игры пособия можно использовать в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, при проведении диагностики, и при организации развлечений. Дети с удовольствием играют в эти игры. Предлагаем рассмотреть все игровые поля и некоторые варианты игр на каждом игровом поле.
Описание пособия.
Пособие представляет собой пианино размером 90 см на 1м 10см, сделанное из фанеры. На центральной части располагается клавиатура и музыкальная лесенка из семи ступеней, дидактическая игра «Волшебный цветок».С левой стороны располагается колонна, на которой вертикально сверху вниз расположены изображения музыкальных инструментов. С правой стороны расположено колонна башкирских музыкальных инструментов. С обратной стороны нотный стан с цветными нотками на леске и магнитное поле.
Все материалы методического пособия несут в себе познавательную, музыкальную и развивающую функции.
Первая часть теоретическая: Было создано дидактическое пособие «Волшебное пианино», внутри которого размещены диатонические колокольчики, загадки, дидактические игры по формированию музыкальной деятельности, где дети смогут познакомиться с музыкальными профессиями, музыкальными инструментами, поиграть в дидактические игры, настольные игры. Были подобраны загадки, пословицы из которых ребенок познакомится с музыкальной терминологией.
Вторая часть практическая: В этой части пособия дошкольники смогут поиграть с макетом пианино. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в интерес к обучению. У детей формируется умение самостоятельно работать с представленным материалом, самостоятельно осмысливать новый материал, находить ему применение в образовательной, игровой и самостоятельной деятельности детей.
Использование в работе дидактического пособия «Волшебное пианино» положительно воздействует на формирование музыкальной деятельности. У детей появился интерес к людям музыкальных профессий, они творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Приложение №1
Волшебный цветок
Цель: развитие слухового восприятия.
Игра может использоваться в совместной деятельности с детьми 3 – 6 лет.
В середину цветка вставляется картинка по теме задания. Дети слушают музыку, выбирают нужный лепесток и собирают цветок.
Вариант №1
Музыкальный руководитель исполняет на детских музыкальных инструментах, расположенных за ширмой, несложную песню. Дети называют музыкальный инструмент, выбирают лепесток с изображением этого инструмента и вставляют его в цветок.
Вариант №2
Музыкальный руководитель исполняет знакомые детям пьесы или песни на баяне. Дети выбирают нужный лепесток и вставляют его в ромашку.
Вариант №3
Дети слушают музыку в записи, называют пьесу, инструмент, выбирают нужный лепесток и собирают цветок.
Примерные темы для игры в разных возрастных группах
Младшая группа: «Кого встретил колобок?»,«Узнай инструмент»,«Грустно – весело»
Средняя группа: «Узнай песенку», «Лесные гости», «Что делают зайчики»,«Марш, танец, песня»
Старшая группа: «Назови танец», «Музыкальная загадка».
Подготовительная к школе группа: «Угадай национальные инструменты»,«Инструменты симфонического оркестра», «Назови композитора», «Узнай пьесу».
Приложение №2
Лесенка – чудесенка
Цель: сформировать умение интонировать движение мелодии вверх — вниз.
Задачи:
Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением игрушки (матрешки).
Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движением игрушки) по слуховому восприятию.
Два ребенка садятся напротив друг друга, выбирают игрушку, сажают его на первую ступеньку. Под баян дети поют «Вот иду я верх, вот иду я вниз» или на слог «Ля». Поднимаются по лесенке фишкой животного вверх и вниз. Дети должны услышать, что каждая ступенька это нота по возрастающей и убывающей.
Данное пособие может использовать педагог-психолог в своей работе, например упражнение «Лесенка» (на каждую ступень ребенок ставит маму, папу, себя, братьев, сестер).Воспитатели могут использовать это пособие на занятиях по ФЭМП (например, счет от 1 до 7, на какой ступеньке стоит цифра 1, 2, 3, 4, 5,6,7 по возрастающей и также по убывающей).
Приложение №3
Музыкально-дидактическая игра «Цветочная полянка»
Цель: развитие зрительного восприятия и памяти, запоминание нот.
Для детей 4 лет эта игра будет способствовать запоминанию цветов и развитию мелкой моторики рук, для старших дошкольников можно его использовать для знакомства с нотами и запоминание последовательности нот. На нотном стане можно выкладывать изображения ноток сверху вниз или снизу вверх и показывать направление движения мелодии по гамме под любой напеваемый текст. «Вот иду я вверх. " или "Вот иду я вниз. " В основе игры лежит использование соотношения цвета к нотам. Каждая из семи нот имеет свой цвет, что поможет детям освоить игру по нотам не больших музыкальных произведений на таких музыкальных инструментах как: металлофон, фортепиано, диатонические колокольчики. В последствие эта методика поможет детям запоминать расположение нот на нотоносце.
Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени. А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто нужно добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными!Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, детям проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа правого полушария мозга. Причем здесь правое полушарие? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. В результате дети просто помнят или даже видят перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака. Методика направлена на развитие ритмических и исполнительских навыков у детей дошкольников. При работе с методикой дети под руководством музыкального руководителя разучивают названия и длительности нот, соотношение нот к цветам радуги, ритмические рисунки. Совершенствуют навыки игры на детских музыкальных инструментах. Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. Работа с методикой способствует усвоению понятий : движение мелодии, длительность звука, на основании которых можно уже строить понятия музыкальная фраза, акцент, регистр.
Приложение №4
Магнитная доска.
Преимущество магнитной доски в том, что игры можно менять зависимости от темы. Магнитная доска применяется на занятиях по художественно-эстетическому развитию, развитию речи, математике, логопедии. Назначение доски - визуализация процесса обучения счету в дошкольном и младшем возрасте. Такие магнитные панно помогут сделать занятия более интересными, развивать творческое мышление и помогут в познании мира. В комплекте магниты нотки, музыкальные знаки, геометрические фигуры, дидактические игры на магните.
1 вариант
«Веселые нотки»
Цель: знакомство с нотной грамотой.
Варианты игры: «Выложи нотки по направлению» — дети определят направление мелодии и выкладывают ее движение на магнитном нотном стане.
2 вариант
«Ритмический рисунок» — детям предлагается выложить ритмический рисунок с помощью геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты).
3 вариант
«Узнай по тени» — ребёнок (дети) получает картинки с силуэтами музыкальных инструментов и подбирает подходящие им изображения инструментов, называя их.
4 вариант
«Ритмические дорожки»
Цель : реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.
Варианты игры: «Прохлопай по образцу» — ребенок выбирает карточку, прохлопывает ритм
«Попробуй, повтори» — в игре участвуют двое детей. Каждый выбирает себе кружочки разной величины и разного цвета. Они выкладывают свою ритмическую дорожку. Один ребенок должен прохлопать партию, выложенную другим ребенком, и наоборот.
Угадай музыкальное настроение
Цель: умение различать характер музыки;
Детям дается прослушать веселые или грустные музыкальные произведения. Например:«Клоуны»Кабалевского или «Болезнь куклы» П. Чайковского. Дети подбирают к каждому музыкальному произведению соответствующее настроение лица.
Приложение №5
На колонне вертикально сверху вниз расположены изображения музыкальных инструментов. Дети, слушая музыкальное произведение, могут назвать музыкальный инструмент, который звучит. Колонна «Музыкальные инструменты» используется как наглядное пособие. Каждый инструмент, изображенный на колонне, имеется в музыкальном зале. Дети на занятиях могут увидеть инструмент, услышать его звучание, поиграть на нем. Особенность: игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звуков, учатся различать красоту звучания различных инструментов. Применение. Колонна «Музыкальные инструменты» используется при проведении музыкальных и дидактических игр. Традиционно каждое занятие начинается с музыкальной игры «Приветствие» В начале занятия ребенок, указав на выбранный инструмент, изображенный на колонне, берет инструмент и здоровается с детьми под звуки инструмента, пропевая слова (з-д-ра-в-с-т-ву-й-те).
Использованная литература:
1. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» : М. Просвещение- 1982.
2. Ветлугина, Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М. : просвещение, 1983. – 255 с.
3. О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»
Тезисы
Наименование ОО: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 с. Субханкулово муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Секция: педагогика и методика ДОУ
Название работы: методическая разработка к многофункциональному дидактическому пособию «Волшебное пианино».
Автор разработки : Сахибгареева Гульфина Рашитовна.
Предлагаем вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие «Волшебное пианино», которое разработано в соответствии с ФОП ДО, направлено на музыкальное воспитание детей.
Пособие предполагает использования в работе с детьми от 4 до 7 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
Практическая значимость заключается в возможности применения пособия в различных направлениях общего развития детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие) и организации различных видов деятельности детей (образовательная, игровая, самостоятельная, кружковая деятельность).
Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала. В игре ребенок получает радость, развивает фантазию, воображение и логику рассуждений.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, игровых технологий.
Дидактическое пособие «Волшебное пианино» включает в себя 3 раздела:
Методический, наглядно-информационный и игровой.
В методический раздел входят конспекты, картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок.
Наглядно - информационный раздел включает в себя книги, музыкальные сказки, рассказы музыкального содержания, иллюстрации к песням.
В игровой раздел входят дидактические игры :
1. Волшебный цветок
Младшая группа: «Кого встретил колобок?»,«Узнай инструмент»,«Грустно – весело»
Средняя группа: «Узнай песенку», «Лесные гости», «Что делают зайчики»,«Марш, танец, песня»
Старшая группа: «Назови танец», «Музыкальная загадка».
Подготовительная к школе группа: «Угадай национальные инструменты»,«Инструменты симфонического оркестра», «Назови композитора», «Узнай пьесу».
2. Лесенка – чудесенка
3.«Цветочная полянка»
«Веселые нотки»
«Ритмический рисунок»
«Узнай по тени»
«Ритмические дорожки»
«Прохлопай по образцу»
«Угадай музыкальное настроение»
4. Колонна «Музыкальные инструменты»
Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
При подборе информационно - наглядного, игрового и методического материала я опиралась на методическую литературу : Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» : М. Просвещение- 1982.
Ознакомление воспитанников с пособием разделила на две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части дети познакомились с дидактическим пособием, затем постепенно начали изучать и рассматривать игры. Совместно познакомились с правилами игр.
В практической части дети начали играть с макетом пианино, играли в сюжетно – ролевые игры, что добавило еще больше интереса у воспитанников.
Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в интерес к обучению.
Преимущества данного пособия состоит в том, что возможно, использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей дошкольного возраста.
Мобильно в использовании, легко перемещается из группы в группу
. Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно – эстетическое развитие.