Наталья Андреевна Шедогубова
Методическая разработка вокального ансамбля «Карнавал». Развитие музыкального слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
вокального ансамбля «Карнавал»
«Развитие музыкального слуха»
Цель: Формирование музыкального слуха с помощью развития вокально-хоровых навыков.
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский.
А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Публикация «Методическая разработка вокального ансамбля „Карнавал“, Развитие музыкального слуха» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей :
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Для реализации мы ставим перед собой следующие
Задачи:
1. Обучающие:
• «ДО» учить слушать себя, других участников группы;
• «РЕ» учить анализировать собственное исполнение, исполнение других и всей группы;
• «МИ» обучать использовать при пении мягкую и жесткую атаки звука;
2. Развивающие :
• «ФА» развивать вокально-хоровые навыки;
• «СОЛЬ» развивать мелодический, гармонический и внутренний слух, а также образное мышление.
3. Воспитательные:
• «ЛЯ» воспитывать чувство коллективизма, дисциплины и ответственности;
• «СИ» воспитывать эстетический вкус, любовь и интерес к музыке.
• ОБОРУДОВАНИЕ: - фортепиано, акустическая аппаратура
для вокального исполнения, проектор, экран.
1. Структура
2. Организационный момент
3. Вхождение в тему
4. Основная часть
5. Закрепление занятий
6. Подведение итогов7.
1. Методы обучения
1. Объяснительно-иллюстративный
2. Репродуктивный3.
Пояснительная записка.
Занятие предназначено для учащихся 3-4 года обучения в вокальной группе. Оно направлено на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала. Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему запоминанию нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»).
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей у детей и подростков.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
План:
1. Вступительная часть:
• Приветствие, организационный момент;
• сообщение темы;
• цели и задачи.
2. Основная часть:
• 1). (упражнения на дыхание, артикуляцию, распевания).
• 2). Теоретическая работа
(теория и пение учебно-тренировочного материала).
• 3). Работа над песенным материалом. (ср. группа)
• 4). Работа над песенным материалом (ст. группа)
• 5). Воспитание музыкального слуха на песенном материале,
слитное пение (чистый унисон, двухголосие). Анализ работы 2-х групп. Ошибки и «чему я хочу научиться»
Заключительная часть.
- подведение итогов.
- самооценка за работу.
- Спасибо за внимание.
Ход занятия.
Приветствие учащихся и гостей.
Объяснение темы, цели и задач.
1)1. Дыхательные упражнения. (насос, шарик)
2. Упражнения на развитие речевого аппарата (дикции и артикуляции) :
("Зи-зо", " Яблоко", "Дразнилка", а также Скороговорки)
3. Распевание. Пение вокальных упражнений.
(1. Пение закрытым звуком,
2. Р_Р_Р_Р_Р_Р, (прокатить звонкую р)
3. Лё-о-о-о-о, (лёгкий звук, полётность звучания)
4. МА-МЭ-МИ-МО-МУ, БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ
(Пение разных слогов на одном звуке).
5. Нэй- на- на –нэй, (чёткая вокальная дикция)
6. МИ_И_И_И Я_А_А_А_МИ (пение на легато с упором на звукообразование разных гласных).
7. До. ре. ми. фа. соль. ля. си. до. до. си. ля. соль. фа. ми. ре. до.
8. Интервальные скачки:
до до. ре до. ми до. фа до. соль. до. ля до. си до. до до.
и обратно.
9. Пение по 4 звука с расхождением голосов: до ре ми фа и снизу: соль ля си до. и обратно
10. Работа над двухголосным звучанием: (пение октавы от ноты до до ноты до каноном в терцию вверх и вниз.
смена голосов и партий).
2). Теоретическая работа:
Вспомнить понятие Интервал:
ИНТЕРВАЛ - это расстояние …
это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов. (слайд 2 и 3)
В музыке интервал — это расстояние между двумя звуками ( слайд4 и5 Вспомнить понятия мелодический и гармонический интервалы:
Мелодический - звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии.
Гармонический - в интервале звучат вместе, одновременно.
Диссонанс и консонанс. (6 слайд)
Консонанс поём. Диссонанс не должен быть!
Мы немного отдохнём и соединим стрелочками соответствие названий интервалов цифрам. (слайд 7,8,9,10)
Можно приступить к работе на песенным материалом:
3). (средняя группа) – «ладу дай»(хроматизмы, большие интервальные скачки, пение в одной певческой позиции).
Показ номера: «Дети выбирают мир».
4.) (старшая группа) – «Конь» (двухголосие, динамическиме оттенки, мягкое вхождение и затухание звука)
Показ номера «Попурри».
5) Вывод:
Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, над чем мы с вами сегодня поработали. Мы вспомнили понятие, что такое интервал:
Ученики: Интервал – это расстояние между двумя звуками.
Педагог: Вспомнили, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?
Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический - последовательно.
Педагог: Зная, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно, скажите, как называются такие типы интервалов?
Ученики: диссонансы и консонансы.
Педагог: Также мы поработали над красивым звучанием интервалов в песнях. Чтобы гости слушали нас, не напрягаясь, а получали удовольствие!