Елена Голенко
Викторина по литературному творчеству К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка раскрывает один из аспектов развития дошкольников – развитие долговременной памяти, который является одним из важнейших критериев при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Здесь представлена НОД по демонстрации знаний детей литературно художественных произведений К. И. Чуковского.
Публикация «Викторина по литературному творчеству К, И, Чуковского для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Традиционно в ДОУ при заучивании стихотворного текста, основной упор делается на развитие слуховой памяти. Но как показывает мой опыт, благодаря использованию нетрадиционного подхода - это заучивание стихов по картинкам; заучивание стихов в движении (разыгрывая сюжеты стихотворений); с использованием приемов мнемотехники (образовывая дополнительные ассоциации); театральный (с использованием дополнительной атрибутики, наряду с развитием слуховой памяти, происходит и развитие познавательных способностей дошкольников.
Безусловно, заучивание наизусть способствует развитию памяти. Но используя в работе, традиционный для детского сада, слуховой метод, при заучивании стихотворений, дети быстро теряют интерес к данному виду деятельности, тексты запоминаются ненадолго, что свидетельствует о недостаточном уровне развития долговременной памяти.
Используя нетрадиционный подход, мы представляем возможность дошкольникам для развития наряду с познавательным развитием, с расширением кругозора, с активацией речевого развития, развивать и долговременную, и зрительную, и двигательную память, а, следовательно, и способности ребенка к обучению в целом.
Материалы разработки подобраны с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования.
Данная викторина является результатом совместной предварительной проведенной работы педагога-психолога, родителей и воспитателей, по вовлечению дошкольников в деятельность по знакомству с произведениями К. И. Чуковского.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ
Все цели и задачи, которые ставит перед нами Федеративный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, легко можно достичь и разрешить, работая только в тандеме педагог-психолог, воспитатель и родители; поддерживая разнообразие детства, сохраняя его уникальность и самоценность, путем приобщения дошкольников к социально культурным нормам, традициям семьи, общества и государства, через приобщение дошкольников к художественному слову.
Ценность данной методической разработки на мой взгляд заключается в доступности нетрадиционных методов и приемов для всестороннего развития дошкольников.
В данной работе непосредственная образовательная деятельность представлена в нетрадиционной форме, в форме викторины. Особенностью данной разработки является то, что в процессе НОД активизируются все виды памяти, а результатом сохранения информации является гармоничное и всестороннее развития дошкольников в целом.
Учитывая то, что у детей разная ведущая память, использование разнообразных методов и приемов (нетрадиционного подхода) в работе с дошкольниками при заучивании стихов, положительно влияет на умственное, нравственное, эстетическое воспитание детей, дает возможность поддержать их интерес к запоминаемому, улучшить результаты запоминания и, следовательно, повышает уровень развития речи и долговременной памяти.
III. РАЗРАБОТКА
Цель:
Развивать познавательные способности (долговременную память, внимание, мышление, речь) через закрепление знаний произведений К. И. Чуковского. Задачи:
1. Развивать умение узнавать и передавать эмоциональное состояние главных героев художественных произведений К. И. Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
3. Развивать интонационную выразительность речи;
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
5. Развитие внимания, мышления;
6. Развивать умение классифицировать предметы;
7. Расширение кругозора.
Материалы и оборудование:
- Портрет К. И Чуковского;
- Презентация с иллюстрациями к произведениям К. И Чуковского;
- Листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, мелки;
- Предметы к игре «Бюро находок» (мыло, спички, тарелка, ложка, укол, телефон, таракан, воздушный шарик)
- Музыкальное сопровождение-песня М. Пляцковского «Настоящий друг»
- Платковая кукла «Василиса»
Предварительная работа: Чтение произведений К. И. Чуковского, драматизация произведений, рассматривание иллюстраций.
Ребята, сегодня к нам в гости пришла наша старая знакомая - платковая кукла Василиса. Она по секрету мне сказала, что не знает ни одного произведения
К. И. Чуковского. И я предлагаю помочь Василисе и рассказать ей о сказках К. И. Чуковского. А для этого мы все дружно отправимся в удивительный мир поэзии детского писателя сказочника, который написал известные вам сказки «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Федорино горе», «Краденое солнце» и многие другие
Психолог предлагает детям обратить внимание на волшебный экран
Включение презентации.
(Слайд №3) портрет Чуковского.
- К. И. Чуковский написал очень много интересных сказок.
1 –задание (Слайд №4-№8)
- Перед вами иллюстрации из известных произведений К. И. Чуковского, ваша задача по иллюстрациям назвать эти произведения.
2-задание
- А сейчас я прочту вам отрывки из знакомых вам сказок К. И. Чуковского, а вы должны будете назвать героя, изобразить его, и показать эмоцию которую он испытывает в этом произведении.
«А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит…»
«…по саду пойдёт,
Она с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки…
«А в Африке,
А в Африке,
На чёрной Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный.»
«Засмеялися,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
«Испугался,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!»
3-задание
- А давайте заглянем в каждую из этих сказок (дети располагаются на стульях перед волшебным экраном)
- на слайде представлены иллюстрации героев из сказки «Айболит», а один герой из сказки «Федорино горе», а вот и персонажи этой сказки, мне кажется кто-то здесь лишний
(Слайд №9)
- на слайде представлены иллюстрации героев из сказки «Бармолей», кто в эту сказку попал случайно?
(Слайд №10)
- а вот и следующие герои сказок, какой из героев лишний?
(Слайд №11)
- на это раз уже два героя перепутали сказку, кто это?
(Слайд №12)
- сейчас наверняка отгадаете героя очень быстро, правда?
- Какие же вы молодцы!
(Слайд №13)
4-задание
«Доскажи словечко»
Психолог читает отрывок из сказок. Задача детей узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.
(На волшебном экране при правильном ответе детей отображается иллюстрация из этой сказки)
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа…»
(Слайд №14)
2. «Всех излечит, исцелит.»
(Слайд №15)
3. «Ехали медведи на велосипеде…»
(Слайд №16)
4. «И сейчас же брюки, брюки.»
(Слайд №17)
5 «Только заинька был паинька…»
(Слайд№18)
6. «Скачет сито по полям…»
(Слайд№19)
5-задание
Психолог:
-А теперь я предлагаю поиграть.
Проводится игра «Бюро находок»
- Отгадайте на ощупь предмет и скажите из какой он сказки (мыло, спички, тарелка, ложка, укол, телефон, таракан, воздушный шарик, самовар)
Психолог:
- Давайте отдохнем и немного подвигаемся (под муз, сопровождение выполняется динамическая разминка.
«Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения :
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
Психолог:
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
6-задание «Загадки»
Все вокруг грязнючее,
Все вокруг валяется,
Не чистится, не моется
И не убирается.
Не знаете, кто это?
Не женщина – а горе
Ленивая-ленивая
Зовут ее…
Неумытых он ругает,
Полоскаться заставляет,
Трубочиста чисто-чисто,
Чисто-чисто умывает…
По полю пошла,
Денежку нашла.
Чаю наварила
Гостей пригласила,
В паутину угодила.
Что за насекомое
Всех лесных зверюшек перепугал
Кроме храброго воробушка?
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис.
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке
И любой нам подтвердит
Это доктор…
Я великий умывальник
Умывальников начальник
И мочалок командир.
7-задание «Назови одним словом»
Психолог:
1. Как можно назвать одним словом всех гостей Мухи-Цокотухи?
2. Как можно назвать одним словом предметы, которые убежали от Федоры?
3. Туфельки, сапожки.
Новые калошки…Это…
4. Как назвать одним словом слона, зайца, крокодила и медведя которые звонили рассказчику с различными просьбами в произведении К. И Чуковского «Телефон»?
5. Назовите одним слово ангину, скарлатину, холерину, дифтерит, аппендицит, малярию и бронхит…
6. Как автор произведения назвал БАРМАЛЕЯ, который живет в Африке и кушает детей?
7. Кого лечил Доктор Айболит?
Педагог-психолог:
- Я предлагаю теперь сыграть в игру, которая научит Василису находить настоящих друзей (а не попадать в истории как, Танечка и Ванечка из известного произведения К. И. Чуковского).
- Вот это – волшебный мячик. Вы будете передавать его друг другу и говорить своему товарищу, который сидит рядом, каким должен быть настоящий друг, по-вашему.
( начинает педагог-психолог:
– добрым, дружелюбным, отзывчивым, веселым, культурным, интересным и т. п.)
Педагог-психолог:
- Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?
Давайте назовем Василисе секреты настоящей дружбы.
– Ну, конечно же, вы все их знаете!
Давайте, ещё раз их перечислим…
– Молодцы, и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!
Психолог:
- А теперь я предлагаю нарисовать Василисе на память героев из полюбившихся всеми нами произведений К. И. Чуковского.
После занятия в группе оформляется вернисаж детских рисунков по произведениям известного детского писателя