Ольга Живитченко
«Путешествие в математическую страну». Методическая разработка в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка в технологии «Ситуация». «Путешествие в математическую страну».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «Путешествие в математическую страну».
Основные цели: создание условий для уточнения, закрепления знаний детей о числах 6-8, закрепление знаний детей о задаче, ее структуре, способах ее решения.
Задачи:
Публикация «„Путешествие в математическую страну“, Методическая разработка в технологии „ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
1. Закрепить представления о составе чисел 6, 7, 8, тренировать умение решать простейшие примеры в пределах 8, печатать цифры 6, 7, 8 в клетках.
2. Уточнить представления о таблице, строке, столбце, тренировать умение выражать в речи место предмета в таблице.
3. Тренировать умение соотносить числа и символы, решать простейшие примеры с символами на основе представлений о взаимосвязи между частью и целым, составлять задачи по картинкам, фиксировать условия задачи с помощью схемы, анализировать и решать их.
4. Сформировать опыт работы в паре, выполнения действия с комментированием, самопроверки по образцу.
Дидактические материалы :
Демонстрационный : иллюстрация с изображением космического корабля, карточки с числами 6, 7, 8 к заданию 2.1; образец выполнения задания 2.2; образец выполнения задания 2.6. образец выполнения задания 2.4.
Раздаточный: карточки к заданию 2.1. карточки к заданию 2.2, карточки с числами 1 — 7 к заданию 2.2, карточки к заданию 2.4, карточки к заданию 2.6.
Оборудование: мультимедийная установка, колонки, ноутбук.
Краткая аннотация к работе: сценарий занятия разработан в соответствии с требованиями образовательной программы «Мир открытий» в технологии «Ситуация» в рамках реализации целей и задач парциальной программы «Игралочка» (Л. Г. Петерсон, Кочемасовой Е. Е.). Занятие выстроено логично, насыщенно познавательной математической информацией. На протяжении всего занятия дети упражнялись в решении примеров и задач в пределах 8 Всё занятие построено с учетом партнерского взаимодействия с детьми. Образовательная ситуация тренировочного типа. Дети в течение всего занятия закрепляли, уточняли полученные знания в игровой форме. Упражнялись в решении задач. За счет игровых приемов большая часть детей справилась с заданиями.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивация детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Дети, скажите пожалуйста, вы любите путешествовать? (Да).
- В каких местах вам удалось побывать? (На море, в Турции, в Таиланде).
- На чем вы путешествовали? (На самолете, поезде, автобусе).
Воспитатель: Во все времена люди стремились к путешествиям.
- Как вы думаете, почему? (Можно узнать много нового и интересного).
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в математическую страну на космическом корабле.
- Хотите? (Да).
2. Игровая деятельность
2.1. Игра «Деление на пары».
Воспитатель говорит, что заходить в космический корабль дети будут парами. Для того чтобы разбиться на пары, надо взять со стола одну из карточек, определить, какое число зашифровано, и найти это число на одном из столов (на двух столах находятся карточки с числом 6, на двух — с числом 7 и на трех — с числом 8). Воспитатель предлагает детям самостоятельно проверить правильно ли они заняли свои места. При необходимости вместе с детьми помогает исправить ошибки.
Воспитатель: Дети, наше путешествие будет необычное, и нам в пути понадобятся математические знания. А сейчас я хочу проверить все ли готовы отправиться в путешествие, что вы знаете и умеете.
(Устный счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, прохлопать в ладоши на 1 раз меньше или больше названного числа, определить и назвать предыдущее и последующее число названного числа, взять с подноса названную форму (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
2.2. Игра «Выложи число».
Воспитатель говорит, что для того, чтобы запустить космический корабль, надо нажать на нужные кнопки. Обращает внимание детей на карточки, которые лежат перед каждым из них и говорит, что это - пульт управления космическим кораблем. Кроме этого каждому ребенку выдается набор карточек с числами 1-7.
Воспитатель рассказывает, что для того чтобы наш корабль заработала, нужно в пустые квадраты положить карточки с числами, которые составляют число вверху, но сделать это надо не так, как это сделает сосед по столу.
Детям предоставляется самостоятельность.
Для проверки воспитатель помещает на доску образец.
- Кто выложил числа так, как показано на голубом (желтом) образце?
За каждым столом должен поднять руку один человек.
Кнопки нажаты верно. Отправляемся в путь.
2.3. Игра «Пуск».
Воспитатель предлагает детям присесть на корточки и говорит, что на счет 4 космический корабль перенесет их в математическую страну. Счет начинаем вести с 10, каждый раз немного приподнимаясь. После слова «четыре» надо сказать: «Пуск!». Как правило, дети не останавливаются на 4 и продолжают считать дальше.
В этом случае пуск состояться не может.
Задание дается еще раз, но перенос в будущее на счет 3.
Игра проводиться до тех пор, пока дети не выполнят задание четко.
2.4. «Составь и реши задачи».
Вот мы с вами оказались в математической стране. Дети в этой стране очень любят математику. У них все математическое, даже елки. Помните, как мы украшали елки правильно решенными примерами. А вот и валенки, с узорами из геометрических фигур.
- Хотите попробовать решить задачи?
- Составляем задачу по первой картинке совместно.
«Из одного кувшина в таз вылили 3 литра воды, а из другого — 5 литров. Сколько всего литров воды вылили в таз из этих кувшинов?»
- Что в задаче нужно найти? (Целое).
- Как можно найти целое? (Надо сложить части).
- Известны ли нам части? (Известны — это 5 и 3)
- Как можно записать решение?
Дети проговаривают, а затем записывают на листе решение.
Аналогично разбираются еще две задачи.
2.5. Игра «Переменка».
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и немного поиграть.
Дети встают лицом к воспитателю. Детям предлагается найти аналогию и подобрать к слову пару. Делать это дети будут по очереди.
Зима — снег. Осень — (дождь).
Птица — воздух. Рыба — (вода).
Врач — больница. Учитель — (школа).
Вечер — ужин. Утро — (завтрак).
Зеленый — идти. Красный — (стоять).
Пол — ковер. Стол — (Скатерть).
Собака — лапы. Человек — (ноги).
Рыба — чешуя. Птица — (перья).
Человек — дом. Собака — (конура).
2.6. «Реши примеры. Обведи те примеры, в которых получилось число
8. В каких строках и в каких столбцах находятся эти примеры?»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок и говорит, что для того, чтобы вернуться домой, надо нажать нужные кнопки на этом пульте.
Нажать надо на те кнопки (обвести цветным карандашом те примеры, в которых при сложении получается число 8.
В каком порядке вы будете решать примеры для того чтобы не пропустить ни одной кнопки?
Дети могут предложить двигаться по строчкам или по столбикам. Они выполняют работу самостоятельно.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
- Сколько кнопок вы нажали, т. е. сколько примеров обвели? (3).
Воспитатель вывешивает на доску образец, и дети проверяют правильность выполнения задания.
- Прочитайте равенство, написанное на кнопке, расположенной в первой строке третьего столбца, во второй строке первого столбца.
Где расположены кнопки с ответом 7? (В правой строке второго столбца, во второй строке третьего столбца, в третьей строке первого столбца).
Воспитатель говорит, что дети благополучно вернулись в детский сад.
3. Осмысление (итог) занятия.
- Где мы сегодня с вами побывали? Что делали?
- Какие задания дали вам возможность побывать в математической стране.